Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 393
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 9873
Главная страница Статьи Вкусный в садике компот! Как подготовить карапуза к питанию в детском саду?

Вернуться к списку статей

Вкусный в садике компот! Как подготовить карапуза к питанию в детском саду?

Проблема питания в детском саду – вторая по значимости после проблемы адаптации к ДОУ.
Некоторые родители полагают, что подготовиться к новым правилам приема пищи нельзя – мол, все равно детей там кормят плохо, или насильно, или недокармливают, или не тем (не так), что (как) привык есть ребенок дома. Однозначно соответствует действительности только последнее утверждение. Это, наверное, и есть основная причина всех проблем с питанием у новоиспеченных детсадовцев. А значит подготовиться к беспроблемным трапезам в ДОУ все же можно!

Ищем «слабые» места

Первое, что должны сделать родители, принявшие решение отдать малыша в детсад – определить, где его «слабое» место, то есть какого рода сложности с питанием более вероятны. Итак, выбирайте.
У вашего ребенка существуют навыковые проблемы, если он:
  • вообще не умеет самостоятельно есть;
  • не умеет самостоятельно кушать некоторые блюда (например, супы);
  • умеет самостоятельно использовать только некоторые столовые приборы (например, может пить из кружки-поильника, но не может из обычной, или научился есть ложкой, но не научился вилкой);
  • не умеет (не привык) принимать пищу за столом (дома вы кормите малыша, бегая за ним с тарелкой, или он ест там, где играет, или только перед телевизором);
  • умеет есть только своей ложкой, из своей тарелки и т .д.
У вашего ребенка существуют режимные проблемы, если он:
  • не привык питаться по режиму: ест, когда захочется (каждый день в разное время);
  • привык принимать пищу в строго определенные часы дня, но эти часы явно не совпадают с графиком кормлений в саду;
  • ест примерно в то же время, что и детсадовцы, но характер его трапез по назначению не совпадает с традиционными (на завтрак любит кушать суп и второе, а меню обеда больше похоже на меню полдника).
У вашего ребенка существуют диетические проблемы, если он:
  • питается очень однообразно и плохо воспринимает любые новые продукты (это может быть как чисто психологической привычкой, так и следствием низкой адаптируемости ЖКТ);
  • очень разборчив в еде – кушает только то, что ему хочется (вы приучили карапуза к тому, что его пищевые желания всегда удовлетворяются);
  • с рождения привык к определенным правилам питания, принятым в семье (например, вы строгие вегетарианцы, или не употребляете соль, или не едите жареное);
  • из-за аллергии не может есть какие-то часто употребляемые продукты, которые точно есть в меню сада (молоко, рыбу, мясо и т. п.);
  • из-за серьезного заболевания вынужден соблюдать строгую диету (фенилкетонурия, диабет и пр.);
  • малоежка или, наоборот, отличается повышенным аппетитом.
  • Теперь попробуем разобраться, как решать проблемы каждого из этих типов.

Если навыки «хромают»

Существуют возрастные нормыфо рмирования навыков приема пищи.
1 год 2 месяца. Ребенок пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу. Легко пьет из обычной кружки, но с двумя ручками.
1 год 10 месяцев. Начинает перед едой мыть руки с мылом. Ест довольно аккуратно ложкой.
1 год 11 месяцев. Пользуется носовым платком, салфеткой. Может аккуратно есть ложкой жидкую пищу.
2 года. Начинает умело пользоваться вилкой. Может пить из любой посуды, которую используют взрослые.
3 года. Умеет пользоваться ножом, способен различать разные столовые приборы для использования с разной пищей.
Из приведенных норм очевидно: если вы отправляете полуторагодовалого кроху в ясли и он способен сам себя накормить хотя бы кашей или пюре – все в порядке. Остальному он научится уже в ДОУ. И, кстати, гораздо быстрее, чем дома, ведь будет ежедневно наблюдать за соседями по столу, которые уже научились доносить суп до рта или пить из стакана. Другое дело, если почти трехлетний карапуз владеет навыками приема пищи на уровне ясельной группы. Это явное упущение родителей.
Основные трудности детей чаще связаны с тем, что, обучая ребенка кушать взрослую пищу, мамы и бабушки делают акценты на том, сколько съесть, а не на том, как и чем. Они считают, что всегда успеют научить кроху кушать самостоятельно или пользоваться столовыми приборами. Но, к сожалению, навыки формируются не за один день, а час Х, когда вдруг они потребуются, может наступить в любой момент.
Для того чтобы учить ребенка кормить себя было нестрашно, обеспечьте малыша небьющейся пластмассовой посудой - чашкой, тарелкой, миской, ложкой с круглым черенком, который легче взять всей кистью руки при слабой моторике пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребенку фаянсовую, фарфоровую, керамическую и стеклянную посуду. Хорошо, если вы будете приучать кроху пользоваться столовыми приборами с разными формами ручек (только давайте новую ложку или вилку после освоения предыдущих). Проблемы привыкания к какому-то одному типу столовых приборов удастся избежать, если позволять ему пользоваться «чужими» в гостях, в отпуске и т. п. Всегда возить с собой для ребенка его ложку, вилку и тарелку – это прямой путь к тупику: у малыша вряд ли будет желание осваивать новые инструменты в детсаду.
Есть еще два важных аспекта в процессе подготовки к детсаду.
Во-первых, необходимо научить ребенка пользоваться словами вежливости («спасибо», «пожалуйста», «разрешите (можно мне) взять?», «извините») и говорить о своих предпочтениях в еде, о своих желаниях, о чувстве сытости или голода. Одну девочку в детском саду няня пыталась заставить выпить кефир, угрожая тем, что не отпустит домой, пока стакан не опустеет. А девочка эта кефир не могла терпеть. Она взяла стакан и грохнула его об пол, вместе с кефиром.С одной стороны, ребенок защитил себя от насилия, как мог. С другой стороны, если бы мама, готовя дочь к саду, научила ее обсуждать вопросы питания, то есть говорить: «Извините, но кефир я не пью совсем», «я сегодня уже наелась и больше ничего съесть не могу», «спасибо, я очень сыта» и т. п., – конфликта вообще могло бы не быть.
Во-вторых, обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом дома. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Поэтому стоит дома, заранее научить ребенка завершать прием пищи за это время.

Без режима никуда!

Если проблемы, связанные с режимом приема пищирасположить в порядке легкости их преодоления, то последнее место достанется ситуации, когда ребенок дома питается без какого-либо временного графика. В этом случае маме на этапе подготовки к детсаду нужно постепенно ввести режим. В детских садах, как правило, завтрак начинается в 8.30, обед – в 12.00-12.15, полдник – в 15.15, ужин – около 17.00. Если вы уже выбрали ДОУ, которое будет посещать малыш, уточните график кормления детей в нем. В некоторых садах малыши не ужинают (тогда оптимальное время для домашнего ужина – 19.00.). В процессе перехода на новый режим не делайте резких движений. Дети могут тяжело реагировать на изменение привычного стереотипа питания: кто-то может вообще начать отказываться от еды. Ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Поэтому лучше всего сдвигать время кормления постепенно – на 10-15 минут в день, и в идеале начать это делать как минимум за 2-3 месяца до поступления в сад.
Если режим приема пищи в целом совпадает с детсадовским, но сами трапезы по назначению и объему не совпадают, лучше его по той же схеме изменить на принятый в ДОУ. Например, ребенку, привыкшему по утрам есть суп, начать предлагать вместо него кашу (сначала пару раз в неделю, потом через день и т. д.).

Диеты строгие и важные

Диетические проблемы можно разделить на три группы по степени их разрешимости.
Разрешимые – преодоление привычек питания, как по объему пищи, так и разнообразию меню.
Неразрешимые – диеты, обусловленные тяжелыми заболеваниями.
Условно разрешимые – диеты, вызванные аллергическими реакциями на определенные продукты.
Такое деление связано с тем, что далеко не все детские сады по объективным причинам могут обеспечить ребенку особое питание.
Когда строгая диета является жизненносохраняющим фактором, конечно, идеальный вариант – пребывание малыша дома. Если же без ДОУ обойтись нельзя никак, придется при его выборе учитывать не удаленность от дома, отзывы родителей или интересность образовательной программы, а прежде всего возможность соблюдения индивидуальной диеты. Ищите специальные сады для детей с аллергическими заболеваниями.
В тех случаях, когда у малыша аллергия на небольшое количество продуктов, обычный детсад вполне допустим. Только обязательно заранее побеседуйте с заведующей и медсестрой о том, возможна ли в их саду замена блюд для конкретного ребенка. Чтобы избежать опасных ситуаций, на этапе оформления документов в ДОУ, получите справку у врача-аллерголога со списком продуктов, которые вызывают у крохи аллергическую реакцию, и приложите ее к заявлению с просьбой заменять вашему ребенку эти продукты и содержащие их блюда на другие. Предупредить о пищевых запретах необходимо и воспитателей, и няней (лучше и устно, и письменно). А самому малышу необходимо объяснить, что он в детском саду, как и дома, будет есть только ту пищу, которая помогает ему быть здоровым.

Привычки, с которыми трудно в саду

Чтобы их преодолеть, сначала надо понять причину, по которой у ребенка появилась та или иная привычка.
Вариант первый: малыш копирует пищевое поведение папы. У папы очень чувствительный желудок и он предпочитаетесть только то, что готовят прямо при нем. Ничего не поделаешь: ради ребенка папе придется начать демонстрировать, что кушать можно и по-другому.
Вариант второй: ребенок копирует пищевое поведение мамы. Мама стабильно сидит на диете для того, чтобы сбросить вес. Выход снова один. Мама помогает понять дочери или сыну: чтобы вырасти здоровым и сильным/такой же красивой и стройной, как мама, надо кушать разнообразные продукты, в том числе и те, которые сама мама уже не может есть, т. к. в детстве она их кушала очень много и витамины все из них взяла.
Вариант третий: карапуз ест только те продукты, которые хочет, а семья привыкла потакать его желаниям. Крайняя степень выражения таких капризов – это когда мама покорно варит ребенку новый суп, потому что в уже готовом картошка порезана не так, как сегодня хочется чаду. Выхода два. Или отказаться от сада и продолжать баловать малыша пищевыми изысками. Или ввести правила: есть трапезы, когда все члены семьи едят одно и то же, а есть такие (например, полдник или ужин), когда каждый может заказать себе к столу то, что хочет. Только следовать этому правилу надо строго! Несмотря на истерики или даже отказ есть. Если вы выдержите и не сорветесь, то обеспечите своему ребенку не только беспроблемный переход к общему детсадовскому столу, но и повысите его адаптивные возможности в жизни.
Вариант четвертый: ребенок в целом может есть любую пищу, но привык кушать только то, что подала именно мама (бабушка, няня) или только те блюда, которые украшены определенным образом или только то, что подали в определенной посуде. Выхода снова два: продолжать баловать чадо или изменить правила. Последнее надо делать резко и хорошо бы приурочить к какому-нибудь факту или событию. Объявляете, что теперь малыш может кушать, как и все, из взрослых тарелок или что теперь особенно оформлять еду ему никто не будет (хочет – пусть украшает сам). Вообще во время подготовки к саду очень важно прекратить индивидуальное кормление ребенка – малыш должен есть вместе со всеми. И старайтесь чаще устраивать трапезы вне дома: ходите в гости, в кафе, устраивайте загородные пикники – все это расширит пищевой опыт крохи.

Ошибки в период адаптации

Некоторые мамы из самых благих побуждений усугубляют питательные проблемы своих детей. Например,подкрепляют отказ ребенка кушать в саду, организовывая завтрак дома («Утром всегда каша, а он у меня каши не ест – такой вот привереда!»). Разумно поступит тот воспитатель, который попросит эту мамочку не приводить ребенка к завтраку в саду. Ведь он поел дома и потому в садике отказывается. А глядя на него начинают отказываться есть и все остальные дети группы. В итоге: один сыт и доволен, а другие остаются голодными только лишь потому, что последовали его примеру. Если по какой-то причине вы кормите ребенка завтраком дома, то приводить его в сад надо после того, как дети поели. Аналогично с ужином: если ребенок его не ест, забирайте малыша до начала вечернего приема пищи.

О малоежках и тревожных мамах

Ох, как часто это можно слышать: «Ужасная проблема – категорически отказывается есть в детском саду и приходит голодный!» Перед тем, как что-либо предпринимать, попытайтесь понять причину отказа, и разобраться: ребенок совершенно ничего не ест или все же ест, но очень мало. Дети интуитивно берегут себя и крайне редко объявляют полную голодовку в саду на весь день. Ну, один день они могут не есть, зато вечером набросятся на еду дома. Или вместо второго блюда съедят в саду пять кусков хлеба... И не забывайте, что бывают дети-малоежки! Если ваш малыш мало или даже очень мало кушает, но развивается нормально и физически, и психически, то не стоит слишком большое внимание уделять этой проблеме, дабы не развить в ребенке комплекс неполноценности!
Автор статьи: И. В. Вшивкова,
семейный психотерапевт, перинатальный психолог
клиники «Семья с плюсом» (г. Москва)
Источник: пособие «СУПЕРМАМА»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Вкусный в садике компот! Как подготовить карапуза к питанию в детском саду?