Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 393
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 9864
Главная страница Статьи Я уколов не боюсь!

Вернуться к списку статей

Я уколов не боюсь!

Автор: Елена Полевиченко, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой детских болезней № 1 Ростовского государственного медицинского университета

Любите ли вы ставить горчичники? С удовольствием делаете ингаляции? Без проблем сдаете кровь из вены?.. А ваш малыш? Увы, все мы время от времени вынуждены переносить разнообразные медицинские процедуры. Как помочь малышу пережить болезнь с наименьшими психологическими потерями?

Лечимся дома

Даже если ничего серьезно угрожающего здоровью ребенка не произошло и ему назначено лечение на дому, вряд ли оно будет стопроцентно комфортным. Дети могут протестовать не только против уколов, клизм, горчичников и перевязок, но и против банальных закапываний и ингаляций. У каждого малыша собственные счеты с разными медицинскими вмешательствами. Кроха, поражающая полным спокойствием, когда у нее берут кровь из вены, может поднять на ноги весь дом, если ей мажут мизинчик зеленкой. Важно понять: поскольку перебинтовывать раны и сверлить зубы приходится не часто, дети адаптируются к этим ситуациям хуже, чем к другим пугающим событиям своей жизни. Да и порог болевой чувствительности у всех разный, и ощущения от одной и той же процедуры у детей варьируются от «просто противно» до «невыносимо». К тому же чем меньше ребенок, тем труднее разобраться, чего больше в его протестах — истинной боли, страха или обиды. Начнем с боли.

Подумайте, как свести неприятные ощущения к минимуму. Конечно, их будет гораздо больше при неумелом выполнении домашних процедур, пусть даже бесхитростных. Поэтому никогда не беритесь за самостоятельное выполнение назначений врача, если вам неясны их технические детали или вы испытываете неуверенность. И то и другое ребенок почувствует. Так что, если вы не освоили нужную манипуляцию заранее, лучше в первые дни болезни малыша обратиться за помощью к кому-то более опытному в вопросах медицинского ухода. Умело выполненный укол или аккуратно поставленная клизма не приносят существенной боли.

Помимо этого в разговорах с детским врачом вполне допустимо «выторговывание» наиболее комфортного для ребенка режима лечения. В конце концов, диалог с педиатром — это разновидность деловых переговоров. Но не забывайте, что эффективное лечение редко бывает приятным, и не оказывайте давления на доктора. Речь идет всего лишь о сведении боли и дискомфорта к минимуму. Например, обсудите с врачом наилучший вид растворителя и игл для инъекций, уточните, нельзя ли заменить «щипучие» капли в нос и растворы для полосканий на другие. Поинтересуйтесь современными моделями ингаляторов (пригодятся не один раз), найдите в аптеках такие бинты и лейкопластыри, которые причинят ребенку меньше неудобств. Выясните, с чем можно смешивать измельченные таблетки, на какие виды обезболивания можно рассчитывать в стоматологическом кабинете. Одним словом, не забывая о чувстве меры и такта, проведите грамотные исследования предлагаемых ребенку медицинских услуг. Только постарайтесь не утратить при всем этом взаимного доверия и уважения между вами и врачом.

Как помочь малышу выздороветь?

· Прежде всего, нужно уделить малышу больше внимания и любви. Будьте готовы к тому, что часто во время болезни дети ведут себя более инфантильно, чем обычно. Например, ребенок может вдруг вернуться к полузабытым ритуалам раннего детства и удивить вас просьбой «поиграть, как я был маленький».

· Если у крохи нет высокой температуры и мучительных болей, вы должны вести себя спокойно, не проявляя особой озабоченности. Не создавайте у малыша впечатления, будто мир перевернулся из-за того, что он заболел. Продолжайте заниматься своими делами, если ситуация не критическая. Очень опасно, если ребенок убеждается, что только болезнь гарантирует ему полноценное материнское внимание.

· Даже если малыш соблюдает постельный режим, займите его чем-нибудь (читайте, играйте, общайтесь). А вот время просмотра телевизора лучше ограничить. Беда в том, что это слишком комфортный вид развлечения, к которому дети быстро привыкают.

· Не слишком уступайте, уговаривая принять лекарства, будьте ласковы, но тверды. Чем решительнее вы станете действовать при лечении, тем меньше ребенок будет капризничать. Если у вас нет внутреннего убеждения в том, что лечение необходимо, — его не будет и у ребенка.

· Иногда полезно создать у малыша иллюзию выбора, которого на самом деле у него нет. Ведь тогда он из бесправного пациента превращается в активного участника событий. Пусть решает самостоятельно, на диване или в кресле закапывать ему нос (варианта не закапывать не существует), соком или чаем запивать таблетки (ни слова о том, что можно их не принимать), кто сегодня ставит горчичники — мама или папа (предложения отправиться спать вместо горчичников не рассматриваются).

· Чаще напоминайте ребенку, что после выздоровления его ждут интересные дела и события.

А если нужно лечь в больницу?

По сравнению с мелкими неприятностями лечения на дому и для ребенка, и для мамы здесь гораздо больше непонятного. А неизвестность рождает тревогу и страх. Заранее сложно угадать, чего может испугаться малыш в больнице: взятия крови, белых халатов, окровавленных предметов, сложных шумящих диагностических приборов… При этом у детей почти нет возможности прямо спросить о непонятном и получить ясный ответ, зачем все это нужно. Как же быть с детскими страхами в отношении больничных процедур?

Объяснить. Попытайтесь «разобрать по полочкам» страх ребенка, рассказав, что представляет собой пугающий предмет, например катетер или шприц для инъекций, как он устроен, для чего нужен. Такие разговоры дают ребенку недостающую информацию, разъясняют смысл ситуации, после чего медицинские инструменты или процедуры уже не кажутся такими страшными.

Дать подержать или потрогать. Если малыш имеет возможность потрогать пугающий предмет и научиться им управлять — это здорово. Так появляется чувство «властвования» над ним, ощущение собственной силы и превосходства. Собирание флакончиков, использованных капельниц, пустых шприцев, упаковок от лекарств не лишено смысла (конечно, если это абсолютно безопасно). Многие педиатры дают детям возможность послушать самого себя фонендоскопом, подержать шпатель, вырванный зуб, нажать на кнопочку прибора, перевернуть песочные часы во время медицинской процедуры.

Поддержать эмоционально, помочь привыкнуть к новым условиям. Когда больно, самое простое — разрешить взять маму за руку, принести в процедурный кабинет любимую куклу, ходить всегда к одной и той же симпатичной медсестре. Бывает полезно зайти с ребенком в «страшную комнату», когда там ничего не происходит, или увидеть грозного доктора без халата после работы, или сходить поболтать с медсестрами. Крохе проще освоиться в медицинской среде, если она наполнена понятными и известными ему людьми, предметами, игрушками. Именно поэтому зарубежные детские клиники щедро укомплектованы всем, что нужно ребенку для игр и любимых занятий, а прямо в процедурных кабинетах можно увидеть наклейки, карандашики, конфетки, жевательные резинки и другие мелкие сувениры для поощрения храбрых.

Рассмешить. Разговоры опытных детских врачей с пациентами в момент болезненного вмешательства иногда служат настоящей школой для родителей.

В ЛОР-операционной идет будничная подготовка к удалению аденоидов. Четырехлетний пациент, сидя на коленях у медсестры, мощно протестует: «А-а-а-а!!! Не привязывайте меня, не надо привязывать!» Хирург (внушительно и с уважением): «Ладно. Не буду. Мы тебя просто зафиксируем». Пока малыш ошарашенно додумывался, чем ему это грозит, его надежно и бережно привязали. Удивить — вот универсальный ключ, который помогает выиграть несколько секунд детского несопротивления.

Поиграть. Больничную тему развивать в играх можно только постепенно и при полном отсутствии психологического сопротивления со стороны ребенка. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем и вашим ребенком, пусть «нездоровится» медвежонку или слоненку. Еще лучше — изменить ситуацию на прямо противоположную: в больницу попадает кто-нибудь из взрослых, а ребенок навещает его, ухаживает, ободряет, приносит гостинцы.

Обычно девочки играют «в больницу» почти как в «дочки-матери». Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше перейти от кукольного к человеческому варианту. Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробнее. Пусть девочка побудет и в роли доктора, и в роли нескольких пациенток. Можно попытаться изобразить девочку, которая ничего не боится, потом — ту, которая боится только одной процедуры (уколов, например), а напоследок — трусиху, которая даже в кабинет войти не соглашается.

С мальчиками полезно играть «в сражение». Комментируя происходящее, важно отметить выдержку ребенка, удивиться тому, что он не боится боли, сказать, что другой на его месте давно бы разревелся и т. п. Можно поиграть и в военный госпиталь (не забудьте подчеркнуть мужество «раненого»!).

Запретные приемы во время болезни

Категорически нельзя:

· Пугать: «Не выпьешь лекарство — не выпишут домой (будет болеть живот, заберет дядя доктор, сделают укол, не пустят папу и т. д.).

· Наказывать ребенка за страх, высмеивать, даже в шутку называть трусишкой. От этого страх не пройдет. Малыш может спрятать его за внешне пристойным поведением, но подавленный, скрытый страх ничуть не лучше явного. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх.

· Обманывать: «Ты ничего не почувствуешь — просто укусит комарик». Комаров такого калибра просто не существует! Вы можете потерять доверие крохи. Если процедура оказалась больнее, чем вы обещали, то в следующий раз он вам не поверит, что бы вы ни говорили.

· Заранее задабривать подарками: «Не будешь плакать — куплю тебе игрушку». В следующий раз ребенок может активно демонстрировать свои страхи в расчете на награду. Конечно, можно поощрить малыша за проявленную выдержку чем-то интересным и приятным, но не сводите это заранее к примитивной купле-продаже.

· И обязательно спросите себя о том, насколько страшно и тревожно в больнице вам самим. Иногда ребенок и не подозревает, что чего-то можно бояться, но, увидев панику на родительском лице, сразу понимает, в чем дело. Может оказаться, что в испуганном малыше вы просто видите свое отражение. В конечном счете, рядом со смелой и уверенной мамой болеть гораздо легче.

Источник: пособие «СУПЕРМАМА»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Я уколов не боюсь!