Маленькие люди на большой планете
Ребенок должен знать, что он – чудо,
что с начала и до скончания веков
другого такого не было и не будет.
Пабло Касальс
Мне всегда казалось, а сейчас я еще больше в этом уверена, что дети - это непросто наши дети (детеныши человеческого существа), какие-то необычные существа (инопланетяне).
Ваши дети не дети вам.
Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят благодаря вам, но не от вас,
И хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
где вы не можете побывать даже в мечтах.
Вы можете стараться походить на них, но не стремитесь
сделать их похожими на себя.
Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы,
посланы вперёд.
Ненси Энн Тэпп, философ, парапсихолог
Они о чем-то думают, говорят о чем-то, не всегда нам понятном. И если нам непонятно, они раздражаются на нас, на таких непонятливых взрослых. Когда я работала в детском саду и заходила в группу раннего возраста (ясли от 1,5 до 3 лет) в течение дня, особенно в тихий час, дети этого возраста решают такие проблемы… Иногда далеко не детские. Очень эмоционально, на каком-то языке, непонятном нам, но понятном друг другу. Они общаются, отвечают друг другу на вопросы. Критикуют нас и наши поступки. Подслушивая, складывается впечатление, что ты здесь лишний. Их речь такая яркая и эмоциональная, что заражает окружающих.
Они приходят в этот мир из какого-то небытия. Возможно, из другого измерения и знают что-то такое, чего потом мы, становясь взрослыми, никак не можем вспомнить. Нас всю жизнь волнуют какие-то мысли, мы ищем смысл жизни, наше предназначение. Вы замечали, что все дети в не зависимости от национальности начинают свою речь с агуканья – это как будто свой язык, который, рождаясь, они забывают.
Они приходят в эту жизнь
Со знанием того, кто они такие –
Они знают не только, кто они,
Но знают также, кто есть вы…
Н. Керн
Все эти пестики, тычинки, деление клеток – это никак не укладывается в то, что они рождаются уже каждый со своим характером:
Одни спокойные и не доставляют хлопот своим родителям.
Другие – весельчаки, желающие общения, поэтому в одиночестве могут хныкать, капризничать, даже переходить на крик, но если они не одиноки, то могут не чувствовать даже голод или дискомфорт подгузников.
Другие же – вечно недовольные – пессимисты.
Когда, на каком этапе развития закладываются эти черты характера? Ведь ребенок приходит в этот мир, уже имея какие-то черты характера, какие-то модели поведения. Это уже в какой-то степени личность, со своим восприятием мира. А мир для каждого свой. Одни видят цветы, небо и облака, другие – грязь, тучи и т. д.
Уже в возрасте 5 лет, а то и раньше, ребенок может рассказать много интересного и необычного. Ведь дети гораздо больше нас чувствуют и знают. Нередко родители и педагоги, не дослушав ребенка, перебивают его, говоря: что за ерунду ты «несешь» и т. д. И больше ребенок не захочет рассказать вам не только об этом, но и о многом другом. Так, возможно, и мы с вами забываем о чем-то таинственном и необычном – о своем появлении на свет…
Иногда дети рассказывают такие вещи, о которых стоит поразмышлять, кто, в конце концов, мудрее: мы или они…
Георгий (6 лет): «Когда я спускался к вам с неба, мне было так жалко, что я теряю свои знания и силу». Не говорит ли это о том, что он уже был, т. е. жил когда-то, был умным, сильным, но ничто не вечно и надо идти в следующий путь…
Ульяна (5 лет) рассказывает мне утром, придя в детский сад: «Я так радовалась, появляясь на свет! Когда я увидела своих родителей, у меня даже глазки горели! Но потом я начала огорчаться из-за своего характера и стала огорчать свою маму». Для некоторых детей этот мир несовершенен. Они не рассчитывали попасть сюда, в такие ситуации.
Таня (5 лет) на вопрос: «Что ты рисуешь?» «Я жила на звездочке и там было хорошо. Это я и рисую».
Миша (6 лет): «Перед тем как мне появиться, я точно знал, кто мой папа, а вот маму я долго не мог выбрать». Что бы это объяснить, нам потребуется время, а возможно, и вечности не хватит, чтобы раскрыть все тайны детской души. И это только некоторые примеры из немаленького опыта работы с детьми.
Зачастую мы стараемся навязать детям свои принципы жизни, идеи… А зачем? Не нужно, конечно, доходить до маразма, правил и норм поведения необходимо придерживаться. Но мы иногда даже в хорошем, малом не даем свободу ребенку. К примеру: «А зачем ты это делаешь? Кому это надо?» Может, поэтому мир и не может никак измениться? Ведь «новые» дети уже пришли. И дети Индиго и Кристаллы, о которых я писала ранее, только мы взрослые не готовы меняться и следовать за ними. Дети – это наши учителя. Они создают нам условия для прохождения жизненных уроков. А мы пытаемся их воспитывать! Ломать!
Где-то летит сквозь пространство и время
Непостижимое синее племя.
В тучах дождливых неба кусочек.
Здравствуй, сыночек!
В ветках сирени вздрогнула почка –
Здравствуй, дочка!
Вы нам обещаны Провидением,
Нам, прозаическим обывателям.
Нас поднимают с колен во Спасение
Дети – Спасатели.
Где - то летит сквозь пространство и время
Непостижимое синее племя…
Ненси Энн Тэпп, философ, парапсихолог
Елена Черемнова,
педагог-психолог высшей категории
Журнал
«МАМОЧКА»
Назад к списку статей