Я в домике!
– Ты знаешь, я стала замечать, что уже не всегда понимаю своего сына, – жалуется мне подруга – мама полуторагодовалого малыша.
– В чем непонимание? Невозможно разобрать, что он говорит?
– Да нет, – объясняет она, – он почему-то выбирает странные игрушки. Из всего разнообразия плюшевых красавцев, живущих в его комнате, он выбрал самого непритязательного серого зайца с помятыми ушами. А в последнее время вообще стал прятаться: залезает под одеяло, накрывается
с головой и говорит: «Мой домик!», а потом «закрывает вход». Свой вечерний кефир с печеньем предпочитает поедать, сидя под столом. Я-то, конечно, не ругаюсь, но беспокоюсь – а вдруг он на самом деле замкнутый и нелюдимый, не хочет с нами общаться? А может эти глупые игры в «домик» ведут к изоляции? Или это проявление аутизма? Может, надо как-то отвлекать малыша, не разрешать устраивать свое «жилище»?
Действительно, зачем ребенку, живущему в доме, наполненном разными забавами, в полной семье, с любящими родителями, с обожающими бабушками-дедушками – зачем ему свой вот такой вот домик?
Посмотрим на психологию ребенка беспристрастными исследовательскими глазами. Сразу надо сказать: если ребенок что-то делает – значит, ему для чего-то это надо. И потому важно с самого начала принять это его желание, а уж после разбираться – зачем, для чего и для особо дотошных родителей – почему?
Далее – не мешает разобраться с самим понятием «дом». Считается, что человек постоянно, а в детстве особенно, руководствуется коллективной бессознательной, той памятью человечества, которая заложена в нас генетически, на уровне тех тонких энергий, которые недоступны обыденному пониманию и которые мы принимаем с удивлением и восторгом. Дом – один из самых ранних и самых устойчивых символов в нашей жизни. Он символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, Вселенную. Представление о доме каждого из нас отражает наши знания, ощущения, чувства по поводу своей семьи, своего места в ней, а значит – и по поводу себя. Так же дом представляет собой место, где мы ищем тепло, уют, заботу, любовь, безопасность.
Наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, с другой – материализация наших представлений об уюте и комфорте, интересов и увлечений, привычек и вкусов. Как пишет психолог Дмитрий Барабанов, родные стены вселяют в человека уверенность, дают ему ощущение стабильности. Знакомая обстановка, привычная ситуация – очень важный фактор человеческого самоощущения. А дом, жилище – важнейшее средство стабилизации «психологических часов» человека, его жизненных ритмов.
Получается, что играя «в домик», ребенок проигрывает ситуации поиска и обретения стабильности, тепла, уверенности.
Следующий этап наших изысканий – заглянем в умные книги по возрастной психологии и психологии развития. Из них можно узнать, что уже в раннем возрасте, а именно, примерно от года до трех, ребенок начинает решать вопросы собственной автономии и самостоятельности. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Именно в этом возрасте они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. По мнению психологов, такой ребенок вырастает активным и умеющим адекватно оценивать свои силы и способности. И игра с «укрытием в домике» – будь то под одеялом, за шкафом, в шалашике из сена – это все проявления самого первого шага к обретению автономии: «Это я! Я – не ты! Я прячусь, а ты меня ищешь!». Кроме того, такая игра – это еще и метафора «потерялся – нашелся»: «Мне радостно от того, что ты меня находишь!», проигрывая которую ребенок учится справляться со страхом одиночества, что позволит ему оставаться одному, без мамы у бабушки, с няней, в детском саду.
Дальше: дети в возрасте 4–6 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.
На этом жизненном этапе постройка дома приобретает дополнительное значение – «Я осваиваю мир. Я его устраиваю под себя. Я учусь понимать, что мне надо, что я хочу, как я могу это сделать, насколько успешны мои действия». Здесь уже важен сам дом – и «стройматериалы», и его прочность, долговечность, и внутренне обустройство. Можно заметить, что мальчикам важно построить и увидеть результат своих трудов, они готовы часто строить новые домики и перестраивать старые. Девочки предпочитают один постоянный домик, в который привносятся новые предметы и у которого со временем появляются новые функции: здесь – кухня, а здесь – детская, а вот тут – школа.
Очень важно заметить, что в этом возрасте ребенок устраивает домик не один – с родителями или с друзьями, иногда и с теми, и с другими вместе. Тогда «стройка» – не просто игра (хотя вы же знаете – «просто игр» не бывает!), это уже совместная деятельность с разными этапами, с распределением ролей, с промежуточными и конечным результатами. Это деятельность, в которой моделируются различные типы взаимоотношений. На этом этапе у растущего человека формируются такие важные черты характера, как умение устанавливать социальные контакты и поддерживать их, становиться душой компании.
Итак, построение домика – одно из многих проявлений собственной активности и самостоятельности детей. Но часто бывает так, что желание ребенка дошкольного возраста делать что-то самостоятельно наталкивается на активное сопротивление мамы. А ведь если спросить у родителей, какими они хотят видеть своих детей во взрослости, все без исключения скажут, что будут рады видеть своих ребят успешными – активными, инициативными, ответственными. И никто (никто!) не будет согласен на слабовольное и зависимое чадо, которое без родительской подсказки не сможет и позавтракать. Так вот, нужно помнить, что самостоятельными за один день не становятся – да что там говорить, хорошая и устойчивая самостоятельность формируется порой всю жизнь.
Именно поиски автономии и есть первый шаг по направлению к независимости. Разумеется, это не означает, что ребенок откажется, от родительских ценностей, хотя в подростковом возрасте это часто происходит. Но со временем молодой человек может вернуться к родительским идеалам (и ведь возвращаются – причем не единицы, а почти все!), переработав много информации и дойдя до них собственным умом, воспринимая их уже в качестве своего личного капитала.
И тогда родители взрослых отделившихся детей испытывают чувство исполненного родительского долга и гордость за своего ребенка. Еще вполне молодые и активные, родители начинают ощущать больше свободы, у них открывается возможность начинать новые грандиозные проекты, заниматься тем, что действительно интересно, без каких-либо ограничений. А автономный и независимый ребенок также получает свободу и возможность жить самостоятельной жизнью. Раскрываются новые перспективы для развития, а слово «ответственность» становится вполне конкретным понятием.
Теперь-то мы удостоверились, что «уход» в домик – это не изоляция, а некая добровольная автономия, которая необходима, чтобы через много лет стать самостоятельным и успешным человеком – хорошим супругом, нежным родителем и надежной опорой своим родителям.
– Ты счастливая, – говорю своей подруге, – он так замечательно растет! И ни в коем случае не запрещай сыну строить домик, ведь если ребенок что-то делает, значит, ему обязательно это для чего-то надо...
Карине Бородулина,
школьный психолог.
Журнал «
Детки.lv»
Назад к списку статей