![]() |
![]() |
|
Надежда Бешкова
Мало кому из родителей в наше время не знакомы идеи раннего развития. Многие мамы слышали о системе воспитания Никитиных, тщательно продуманной методике Домана, и, разумеется, кубиках Зайцева, которые помогают в игровой форме научить ребенка читать за очень короткий срок. Это изобретение не похоже ни на один из существовавших ранее способов знакомства с миром чтения.
Читаем СКЛАДно
В основе методики Николая Александровича Зайцева лежит принципиально новое понимание того, какие же составные части образуют слово. По мнению автора, элементарная частица человеческой речи – вовсе не буква, и даже не слог, а так называемый склад (пара из согласного и гласного звуков). От слога такая частица отличается тем, что может состоять максимум из двух букв. А ведь в русском языке встречаются такие слоги, которые могут состоять из нескольких согласных звуков и только одного гласного. К тому же, существует немало способов разбить на слоги одно и то же нетрудное слово. Например, кто может сказать однозначно, какое деление правильнее: СЕС-ТРА, или СЕСТ-РА, а может, СЕ-СТРА?
Изучение отдельных букв алфавита тоже не всегда помогает чтению. Например, узнав и даже правильно назвав буквы «эС», «О» и «Ка», ребенок еще долго не может сообразить, что речь идет о слове «сок». Кстати, еще сильнее усложняет задачу то, что малыш, учившийся читать по традиционной азбуке, привык ассоциировать каждую букву с изображением животного или предметом, непременно нарисованным в книге рядом со значком буквы. В приведенном примере ребенок, озадаченный буквосочетанием «Эс-О-Ка», пытается представить себе слона и солнце, традиционно сопровождающих букву С, огурец, который «начинается на О» и т.д. Очевидно, такое «чтение» способно только запутать ребенка. Поэтому Зайцев разместил на своих кубиках не буквы, а склады: один склад занимает одну грань, и из множества их сочетаний можно составить любое слово русского языка.
Как выглядят звуки
Пособия Зайцева – это русский язык в действии, речь, которую можно потрогать. И все особенности этой речи Зайцев попытался передать в своем пособии. Созданные им кубики отличаются друг от друга по сорока шести различным признакам. Например, по цвету. Гласные (Зайцев называет их «золотыми») располагаются на желтом фоне, а согласные – на сером или коричневом, в зависимости от того, звонкий или глухой этот звук. Кстати, кубики со «звонкими» складами (БА, БО, БУ, БЭ) внутри заполнены металлическими крышечками или любыми другими звенящими предметами. А те кубики, где изображены «глухие» склады должны издавать соответствующий звук, поэтому их набивают деревянными брусочками.
Интересно, что Зайцев делит склады на большие (под которыми подразумевает твердые) и маленькие (мягкие). Автор методики считает, что ребенку так проще сориентироваться в разнообразии звуков: «Посудите сами, ну что здесь мягкого и твердого? – удивляется Николай Александрович, – А вот большое и маленькое есть!» Достаточно просто обратить внимание, как мы раскрываем рот, когда говорим «БА» и «бя», «ТО» и «те», и сразу станет понятно, почему кубики с одними складами у Зайцева большие, а с другими – в два раза меньше. Малыши интуитивно воспринимают эти качества звуков гораздо проще, чем, например, их родители. Возможно, секрет в том, что дети еще не знакомы с общепринятыми понятиями (глухой, звонкий, гласный), а значит, им не приходится мысленно переводить новую информацию на старый, привычный язык, как это делают взрослые.
Пишем раньше, чем читаем
Знакомство с чтением Николай Александрович предлагает начать с … написания слов! Не удивляйтесь, дело в том, что под письмом автор методики подразумевает не только оставление следа на бумаге, но и конструирование слов из кубиков. Малышу, который только начал осваивать чтение, можно предложить «написать», то есть собрать по складам его собственное имя: во-первых, это очень воодушевит, заинтересует ребенка, а во-вторых, поможет ему поскорее запомнить внешний вид букв. Николай Александрович считает, что занятия по его методике можно начинать с двухлетними карапузами, а чем старше ребенок, тем проще и быстрее он освоится с заданиями. Вскоре после начала занятий с кубиками Зайцева дети уже могут уверенно «читать». Если ребенок еще плохо говорит, то он произносит слово так, как позволяют его речевые навыки. Главное, что даже в этом случае малыш прекрасно понимает, о чем идет речь и выполняет задания с кубиками.
Кстати, эта методика обучения чтению подразумевает работу не только с кубиками, но и со специальными таблицами. На них в определенном порядке расположены склады, из которых ребенок может составить слово, выбрав по горизонтали и по вертикали необходимые его части. Это занятие не только укрепляет навыки чтения, но и развивает пространственное мышление.
Парадоксально, но большой объем информации, по словам автора методики, вовсе не отпугивает малышей: невозможно устать от структурированных, выстроенных в четкую систему знаний. Зайцев считает, что гораздо больше детей утомляют примитивные и бесполезные игрушки.
Еще одно преимущество методики – занятия по ней можно проводить в удобной для малышей обстановке. Дети с удовольствием читают, сидя на полу или бегая по комнате. И главное, кубики Зайцева поощряют активность малыша: составляя из складов знакомые слова и придумывая несуществующие, он чувствует себя творцом и испытывает радость. Получается, что умение читать – это вовсе не конечная цель методики, а приятное дополнение к развитию любознательности ребенка.
На самом деле, система развития способностей, созданная Зайцевым, не ограничивается кубиками, а включает в себя еще несколько интересных наработок. Например, Николай Александрович изобрел методику обучения счету в виде таблицы, где возле каждого числа находится соответствующее количество кружочков. Ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями сложения и вычитания, и очень скоро ему становится «тесно» в пределах сотни. Как результат – в дошкольном возрасте малыши, обучающиеся счету по методике Зайцева, уже умеют оперировать тысячами и даже миллионами.
Елена Сергеевна Безац, директор образовательного комплекса «Чадушко», г. Ростов-на-Дону:
К сожалению, 90% родителей ставят знак равенства между ранним развитием и ранним обучением чтению и счету. А ведь многими психологическими направлениями убедительно доказано, что для гармоничного созревания головного мозга ребенка в раннем возрасте необходимо развивать его эмоциональную сферу. И методика Зайцева хороша не тем, что позволяет рано научить ребенка читать. Чтение в два года само по себе еще не означает, что ребенок будет развиваться быстро и успешно. Если, например, родители отныне дают ему книгу и предлагают занять себя самостоятельно или хвастают успехами малыша перед всеми знакомыми, то от раннего обучения будет больше вреда, чем пользы.
А замечательная методика Зайцева ценна совсем другим: она позволяет сократить сроки обучения чтению. Дело в том, что кубики и таблицы Зайцева задействуют зрение и слух – самые простые и привычные для ребенка способы получения информации. Кстати, методику Зайцева успешно используют и при работе с взрослыми иностранцами, желающими изучить русский язык – в этом случае эффект наступает уже в первые дни.
Журнал «Семь нянек», № 6