![]() |
![]() |
|
Карина Никульникова
Наверное, сегодня дети более избирательны, чем их родители в том же возрасте. У мам и пап коняшка на колесиках и кукла Даша в голубом комбинезончике были любимыми игрушечными друзьями. Современные ребятишки стали более «продвинутыми», а игрушки – более забавными и «навороченными». Чего только не найдешь в детской комнате! Например, пластмассовый слоник на колесах, который к тому же еще и паровозик и телефон. Малыш буквально с пеленок окружен вернисажем кукольного изобилия, однако подбирать игрушки стоит с умом. Не каждая безделушка, какую просит кроха, ему подойдет.
Простые истины
Казалось бы, такая универсальная игрушка, как слоник, открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но часто подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать – возить слоника, кормить его или разговаривать по встроенному в него телефону. Причем полноценно выполнить все эти действия невозможно. Гораздо полезнее было бы «разъединить» функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению предмета. Поэтому первая истина для родителей: игрушка для малыша должна быть простой и доступной для понимания. Вторая: ей не обязательно быть «умной». Часто мамы и папы ошибаются, предпочитая интеллектуальную вещицу простому мишке или набору кастрюлек. У детей несколько другие «приоритеты»: игрушка должна приносить им радость и удовольствие. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей или описанное в аннотации развивающее значение. А малышу больше нравится та игрушка, с которой можно что-нибудь сделать: сложить – разложить, застегнуть – расстегнуть. Поэтому, как ни странно, мамина сумка может доставить ребенку больше удовольствия, чем игрушечный утюг!
«Навороченная» игрушка оставляет меньше простора для детского творчества. А несложные и более абстрактные предметы допускают широкий спектр игровых действий. Поэтому материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Здорово, когда игрушка максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена вещи, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку.
Взрослеем с игрушками!
Игрушка позволяет ребенку ощутить уверенность в собственных силах. Она становится опорой для самостоятельных действий, помогает увидеть свою компетентность и автономность. Игрушки должны провоцировать малыша организовывать свое игровое пространство, способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки в самом предмете вызовет интерес и желание действовать. Игрушка выбрана правильно, если она содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. Примером могут служить такие известные народные «забавы», как пирамидки и матрешки, которые сами «подсказывают» правильный способ действия.
Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и, скорее, испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения – важное качество игрушки.
Чтобы игрушка способствовала развитию ребенка, она в первую очередь должна отвечать его интересам, потребностям и стимулировать ведущую деятельность в соответствии с возрастом.
Игры, в которые играют дети
В возрасте от полутора до трех лет самое главное – эмоциональное развитие малыша. Он очень любит мягкую игрушку. Но она должна быть такого размера, чтобы он мог с ней легко управляться. Временами кажется, что кроха ведет беседы со своим плюшевым другом. И хотя это, конечно, еще не разговор в полном смысле слова, однако ребенок уже пытается воспроизвести беседу, модель общения взрослого.
В полтора года ребенок предпочитает игры-подражания, игры-воспроизведения. Малыш поступает с куклой так, как с ним – мама. Но он еще не играет, скажем, в «кухню», имитируя, как мама готовит еду. В его действиях еще нет сюжета. Ребенку интересно, например, просто поднести ложку ко рту куклы. По той же причине ему нравится играть с кухонной посудой, повторяя действия мамы, и вообще с любыми предметами, которыми как-то пользуются окружающие. Ребенок с удовольствием открывает и закрывает какую-нибудь коробочку или снимает с кастрюльки крышку. Если дать малышу игрушку, состоящую из нескольких частей, например пирамидку, он скорее всего только разберет ее, но и это и доставит ему удовольствие и принесет пользу. Разъединив игрушку, он будет пытаться скомбинировать ее части, возможно, не совсем удачно, но с большой пользой для развития мелких и точных движений пальцев. А вот если складывать игрушку вместе с малышом, помогать ему, видимый успех будет обеспечен.
Поскольку перемещение малыша по квартире становится все более уверенным, ему полезно иметь большой мягкий мячик, чтобы толкать его перед собой или бегать за ним.
К трем годам ребенок открывает для себя безграничный мир фантазии. Малыш способен войти в роль другого и изображать его, а не только повторять действия с предметами. Машина теперь не просто едет, малыш говорит: «Я шофер». Доктор не просто лечит, ребенок заявляет: «Я врач»... Обычно он изображает того самого доктора, у которого был на приеме. И эта конкретность вполне понятна, ведь жизненный опыт ребенка пока очень мал. Малыш создает свое игровое пространство: у машинки появляется гараж, кубики складываются в дома. Накрытый одеялом журнальный стол превращается в домик, где могут поселиться и куклы, и маленький строитель.
Игры девочек и мальчиков начинают в некоторой степени различаться. Девочки чаще используют кукол в роли хозяек домиков, мальчики – как «профессионалов», участников, например водителей. Пока это проявляется лишь в качестве тенденции. Но в совместной игре девочек чуть больше интересует общение, а мальчиков – овладение техникой.
Детский уголок
Когда ваше чадо становится более подвижным, возникает проблема: как ограничить посягательства малыша на те или иные взрослые безделушки, ведь он уже может до многого дотянуться. Простейший путь – запрет. Малыш уже понимает его, но часто не может устоять перед соблазном. Нужно создать для ребенка (и чем раньше, тем лучше) уголок для игр, найти коробку, где будут храниться его игрушки. Такие уголки могут быть в разных комнатах и даже в ванной – для игрушек, которыми он пользуется во время купания и игр с водой. Тем самым устанавливается некая граница – во всем доме есть предметы, предназначенные именно для малыша, так что в каждой комнате ему будет, чем заняться, оставив в покое вещи, не предназначенные для игры.
Игрушка – символ времени
При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, так как художественные качества игрушки с одной стороны делают ее привлекательной для ребенка, а с другой – формируют его эстетический вкус.
Необходимо показывать ребенку разнообразие игрушек в соотношении с культурой, обычаями разных стран и эпох. Ведь у каждого поколения детей игрушки имеют существенные различия. Общаясь с традиционными и современными игрушками, дети осваивают всевозможные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому актуальность игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при ее выборе.
Кроме того, важным достоинством игрушки является ее связь с культурными традициями своего народа. Традиционность имеет не только историко-культурное значение, но является и незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (это дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка).
В этом году на страницах нашего журнала мы опубликуем серию статей об игрушках. Мы расскажем о том, как сделать ее своими руками, а также познакомим с творчеством славян и других народов.
Основные требования по безопасности игрушки:
Журнал "Волшебный ребенок"