![]() |
![]() |
|
Требований к хорошей игрушке всего три. Во-первых, она должна дарить ребенку радость. Если малыш по каким-то причинам невзлюбил подаренного соседкой слона, спрячьте его на некоторое время, а потом попробуйте предложить его малышу снова. Во-вторых, игрушка должна быть полезной, то есть развивать навыки и чувства крохи. В-третьих, безопасной (из нетоксичного, гипоаллергенного и прочного материала, без острых краев и мелких деталей).
В этом возрасте грудничок лучше всего видит то, что расположено на расстоянии 30 см от глаз. Исходя из этого, и надо закреплять игрушки на кровати или коляске. Для тренировки зрительного восприятия крохе полезно разглядывать яркие и разноцветные предметы. Обратите внимание на игрушки четырех основных цветов: желтого, красного, синего и зеленого – именно они больше всего привлекают внимание ребенка. Чрезмерно броских, неоновых оттенков пока лучше избегать.
Первой игрушкой малыша традиционно считается погремушка. Она стимулирует и зрение, и слух, и тактильные ощущения. Когда малыш научится находить глазами источник звука, игра с ней может превратиться не только в полезное занятие, но и в настоящую забаву для мамы. Лучше, если у малыша будут погремушки и гладкие пластмассовые, и мягкие, и ворсистые, и шуршащие (тогда кроха сможет познакомиться с разными фактурами), и те, которые тарахтят, и те, которые «поют».
Мобили (подвижные конструкции с яркими животными или фигурками, световыми и звуковыми эффектами) крепятся чаще всего к кроватке малыша. Это полезный тренажер для маленьких глаз, потому что он учит ребенка фокусировать взгляд, тренирует глазные мышцы.
Подвески-погремушки (в быту – растяжки на кровать или коляску) не только развивают координацию движений, но и учат ребенка соотносить движение и звук («Я толкнул – она затрещала!»).
Игра с ножными клавишами – настоящая гимнастика для детских ножек. Крепятся они к спинке кровати. Ударяя ногами по клавишам, ребенок «воспроизводит» различные мелодии и звуки и световые эффекты. Когда малыш подрастет, клавиши можно будет трансформировать в игрушечное пианино.
Браслеты для малышей шьют из мягкой бархатистой ткани. Они могут быть с наполнителем внутри или без, с бубенчиками или забавными зверюшками. Браслеты привлекают внимание ребенка к собственным рукам, то есть учат управлять ими, и здорово развивают мелкую моторику.
Даже для месячного ребенка можно приобрести развивающий центр или коврик. Сначала он будет играть с ним лежа, а чуть позже – сидя. В некоторых моделях элементы легко снимаются и превращаются в самодостаточные погремушки. Так что это одни из самых долговечных игрушек. Развивающие центры многофункциональны: они знакомят ребенка с разными цветами, геометрическими фигурами, звуками, помогают освоить принципиально разные действия (толкать, нажимать, крутить, дергать и т. д.).
В этом возрасте ребенок уже более осознанно относится к игрушкам. Наступает пора экспериментов. Каждую новинку он стремится не только хорошенько рассмотреть и ощупать, но и попробовать на вкус.
Старайтесь, чтобы ребенок, как и в предыдущий период, испытывал разнообразные тактильные ощущения: то есть держал в руках игрушки из разных материалов (пластика, дерева, ткани, резины) и фактур (гладкие, шероховатые, ворсистые). Таким образом будут развиваться тактильные рецепторы на ладошках крохи.
Полугодовалому ребенку, который, вероятно, уже сидит без поддержки, будет интересно играть с:
- более сложными и объемными погремушками, чем раньше;
- игрушками-подвесками;
- тряпичным мячом или кубиком;
- неваляшками;
- резиновыми и пластиковыми игрушками для купания;
- развивающими центрами;
- деревянными или пластмассовыми бусами (они здорово способствуют развитию тактильных ощущений);
- кольцом – прорезывателем для зубов.
Карапуз стал гораздо мобильнее, а руки его свободнее. Он целыми днями изучает окружающие его предметы, пытаясь понять, что с ними можно делать, а чего нельзя. Кроме тех игрушек, которые у него уже есть, ребенку, возможно, понравятся:
- не очень сложные пирамидки;
- первые музыкальные инструменты (наполнить всю комнату звуками – большое удовольствие для малыша);
- простыми игрушками-гнездами (когда детали одинаковой формы, но разных размеров вкладываются одна в другую – стаканчики, например);
- самые элементарные головоломки для детей 6-12 месяцев (например, те, где необходимо для простых фигурок найти подходящее отверстие);
- большие машинки (и мальчикам, и девочкам);
- куклы пластиковые или мягкие (и девочкам, и мальчикам);
- наборы конструктора для детей этого возраста;
- кубики пластиковые, деревянные, прозрачные с фигурками внутри;
- игрушки-каталки на веревочках (с ними некоторые дети любят ползать по дому) или с длинной ручкой (это хорошая опора для ребенка, который только-только пошел);
- резиновый мячик;
- игрушечный молоток с деревянными колышками, которые можно забивать (эта игрушка стимулирует развитие рук и зрительно-моторной координации, к тому же помогает снять эмоциональное напряжение);
- книжки из ткани или пластика (уже пора учиться переворачивать страницы, рассматривать картинки, знакомиться с животными или предметами, которые на них изображены).
После года ребенок приходит к важному умозаключению: если в отверстие можно просунуть шарик, значит, в него можно просунуть и что-то другое. Это период, когда малыш переносит действие с одним предметом на другой. Получив в подарок новую игрушку, он методом проб и ошибок в конце концов определяет, что интересного с ней можно делать: катать, бросать, трясти, качать и т. д. Словом, между годом и двумя малыш убеждается в том, что у каждого предмета есть своя функция.
В этом возрасте ребенок пристально следит за всеми телодвижениями взрослых и пытается их копировать – качает куклу, стучит молоточком, варит обед в кастрюле. Самыми любимыми игрушками становятся копии предметов обихода: телефона, инструментов, посуды, детских колясок, машин, бытовой техники, мебели и т. д. Многие девочки к двум годам начинают сходить с ума от кукол (отказываясь идти на прогулку без «дочки»), а мальчики везде и всюду таскают за собой большие и маленькие машинки. А что делать: дети уже четко понимают свою половую принадлежность и готовы ее подтверждать ежедневно.
Между годом и тремя очень актуальны строительные и песочные игры. Причем с каждым месяцем жизни ребенка они становятся все более содержательными и человечными. Дом из конструктора строится уже не ради дома, а ради кукол, которые заблудились в лесу. А из песка лепятся не просто горки, а котлеты на обед и пирожки на ужин.
Ролевые игры («в дочки-матери», «в доктора», «в магазин», «в войну» и др.) становятся для малыша все интереснее. Ребенок в этом возрасте будет невероятно рад большому домику из пластика или ткани (в котором он может поместиться с парой приятелей), садовому набору, ремонтному центру, железной дороге, медицинской тележке и т. д.
Не стоит забывать и о настольных развивающих играх, в которые некоторые дети с удовольствием играют. Речь идет о всевозможных мозаиках, паззлах, лото, домино, головоломках и др. Кстати, для ребенка эти игры – отличный повод пообщаться с работающими родителями.
Источник: пособие "СуперМАМА"