Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 393
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 9864
Главная страница Статьи Как мы «воруем» здоровье ребенка

Вернуться к списку статей

Как мы «воруем» здоровье ребенка

Счастливая мама – здоровый малыш

Известно, что такой признак, как отпечатки пальцев, возникает на десятой неделе беременности. Если в этот период будущая мама, а следовательно, и плод испытывают многочисленные стрессы, в тканях ребенка накапливается жидкость, так как в стрессовой ситуации кровоток распределяется в пользу кровоснабжения мозга, и на отпечатках пальцев возникают круги и полукружья, а не волны. Конечно, рисунок отпечатков пальцев – на первый взгляд мелочь, но этот пример доказывает, что условия жизни во внутриутробный период меняют даже генетически запрограммированные факторы. А это значит, что от нас, родителей, кое-что зависит: во время беременности мы или «воруем» у крохи здоровье, или «умножаем» его.
Если до рождения ребенок испытывает сильные негативные переживания (связанные, например, с недостатком кислорода, страхами матери, попытками аборта и т. д.), они откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь крохи – у него формируется недоверие к миру. Более того, исследования канадского ученого Скотта доказали, что если мама испытала сильнейший стресс в первой половине беременности, то его последствия для плода будут носить скорее физиологический характер. Если же во второй половине периода вынашивания – у ребенка могут быть эмоциональные нарушения.
Установлено, что одна из наиболее распространенных причин нарушений у плода – супружеские ссоры во время беременности. Дети, чьи родители регулярно скандалили в этот период, часто рождаются с физическими недостатками, растут болезненными, слабыми, страдают психическими расстройствами, гиперактивностью, агрессивностью, плохо учатся в школе.
А что же благотворно сказывается на ребенке? Во-первых, душевное равновесие мамы, которое передается малышу. Если у крохи в истории жизни до рождения преобладает позитивный опыт, его организм «запоминает» чувство безопасности, физического и эмоционального комфорта и расслабленности. Он крепнет и духом и телом. Во-вторых, общение. Научно доказан факт, что, когда будущая мама разговаривает с ребенком, поет ему, танцует, поглаживает свой живот (то есть обеспечивает малышу сенсорные впечатления), она стимулирует и иммунную систему плода.

Встреча с миром

Рождение – критический период, откладывающий отпечаток на здоровье (как правило, психическое) ребенка на всю его последующую жизнь. Ученые установили, что тяжелые роды могут разорвать связь между матерью и младенцем и привести в дальнейшем к нарушению у крохи способности любить (себя, близких, окружающий мир) и принимать любовь. Исследования, проведенные среди людей с суицидальными наклонностями, показали, что риск появления таких отклонений повышается у людей, которые после появления на свет попадали в реанимацию. Удушение пуповиной, применение акушерских щипцов при родах также могут способствовать проявлению у человека суицидальных наклонностей в зрелом возрасте.
Психоаналитики утверждают, что все кризисы в своей жизни человек преодолевает в том же «стиле», в котором проходили роды. Как ребенок будет адаптироваться к новой ситуации: всегда идти напролом, надеяться только на помощь со стороны или в стрессовой ситуации впадать в шок – все это зависит от того, при каких обстоятельствах он появился на свет и как прошли первые дни его жизни. На дальнейшее развитие и здоровье маленького человека влияет даже то, где он находился после появления на свет – в палате вместе с мамой или отдельно от нее, в детском отделении. Понять, как это связано между собой, помогают эксперименты, которые проводил в 1960-х годах ученый Мартин Селигман.
Две группы собак расселили по двум клеткам. Первую группу ударяли разрядами электрического тока, от которых нельзя было спастись, а животных из второй группы таким испытаниям не подвергали. Затем всех зверей переместили в специальный ящик с двумя отсеками, разделенными низкой перегородкой. Теперь уже все собаки получали разряд током, но, перепрыгнув через перегородку, они могли избежать ударов. Животные, которых до этого не мучали электрическими ударами, очень быстро находили путь к спасению – перепрыгивали через перегородку. А собаки же из первой группы не предпринимали даже попыток спастись, хотя им показывали выход в «безопасную» часть клетки: они твердо усвоили из своего предыдущего жизненного опыта, что никакие их действия не могут изменить ситуацию, и не умели управлять ею. Селигман назвал этот феномен состоянием «выученной беспомощности». Самое удивительное было то, что такая стрессовая ситуация отражалась и на здоровье животных: собаки страдали от язвы желудка, потери веса, отличались пониженным иммунитетом и более низким уровнем адреналина – гормона, дающего силы для борьбы или бегства. В результате этого эксперимента ученый сделал крайне важный вывод: животные и люди, которые не могут повлиять каким-то образом на ситуацию и изменить ее по собственному желанию, не только становятся пассивными и «плывут по течению», но и в буквальном смысле заболевают от ощущения своей беспомощности.

«Какое отношение все это имеет к новорожденным?» – спросите вы. Прямое!
Во многих современных роддомах все еще принято раздельное пребывание матери и ребенка: сразу после родов кроху уносят от мамы. А это означает, что в первые же дни своей жизни малыш попадает в то самое состояние «выученной беспомощности». Природой заложено так, что только что появившийся на свет младенец ни в чем так не нуждается, как в тесном контакте с матерью. Если эта врожденная потребность не удовлетворяется, ребенок будет кричать и требовать (вот он, многоголосый ор в детских отделениях роддомов!). Но мама его не слышит, крики не помогают, ситуация не меняется и... со временем ребенок начинает терять и надежду, и веру в свои силы, что может что-либо изменить.
«События, происходящие непосредственно после рождения, производят на человека большее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь. То, что встречает младенец, определяет его отношение к жизни. Последующие впечатления могут только в большей или меньшей степени дополнить это первое впечатление, полученное ребенком тогда, когда он еще ничего не знал об этом мире. В этот момент его ожидания самые незыблемые из всех, что у него когда-либо будут».
Психотерапевт Жан Ледлофф (из книги «Как вырастить ребенка счастливым»)

Дома и стены помогают?

Увы, после выписки из роддома некоторые родители, не осознавая этого, продолжают подкреплять состояние «выученной беспомощности» у ребенка. Боязнь «приучить» малыша к рукам, сон отдельно от мамы, кормление по расписанию – все это разрушает связь между мамой и ребенком, потому что противоречит инстинктам крохи. Надо всегда помнить, что человеческие инстинкты никогда не ошибаются, в отличие от многих принципов воспитания и ухода за ребенком, которые могут быть приняты в обществе в тот или иной период времени.
Возьмем, к примеру, реакцию на детский крик или плач. Первое интуитивное желание любого взрослого человека в ответ на крик ребенка – подойти к нему и взять на руки. И это соответствует ожиданиям крохи, ведь девять месяцев до своего рождения он был неотделим от мамы, и в течение следующих девяти месяцев ребенок также должен постоянно ощущать присутствие самого близкого ему человека. Если же мама из каких-то противоестественных «педагогических» установок игнорирует сигналы, которые подает ей младенец (не подходит на крик; кормит не когда он просит, а по расписанию; не берет на руки, чтоб учился занимать себя сам), то в скором времени малыш окончательно убеждается, что его желания ничего не значат и от его действий ничего не изменится. Ребенок становится пассивным, прекращает попытки наладить контакт с окружающими. А кортизол – гормон, выделяемый надпочечниками в ситуации беспомощности и безнадежности, – подавляет его иммунную систему, которая борется с бактериями, вирусами, паразитами, раковыми клетками и т. д. Дети, чьи родители не реагируют на их сигналы, отличаются слабым здоровьем и сниженным иммунитетом.
«Чувство независимости ребенка и его эмоциональное созревание берут свое начало в многогранном опыте «ручного периода». Ребенок может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию абсолютной от нее зависимости. От нее на этой стадии требуется правильное поведение, предоставление ребенку опыта «ручного периода» (то есть ношение на руках) и обеспечение перехода к другим стадиям».
Жан Ледлофф (из книги «Как вырастить ребенка счастливым»)

Будьте с ребенком и душой и телом! Потребность чувствовать мамино тепло, запах и движения закладывалась на генетическом уровне на протяжении многих веков. Не волнуйтесь: когда малыш научится ползать, а потом ходить, он сам естественным образом начнет «отделяться» от вас. А пока ваше постоянное присутствие ему необходимо даже ночью. Обычно если малыш, спящий ночью в своей кроватке, просыпается, мама встает, включает ночник, берет ребенка на руки, кормит его и кладет обратно в кроватку. Кроха получает еду, но никак не чувство спокойствия и защищенности, которое, может, для него желаннее. Кстати, включенный ночник разрушает столь важный контакт с матерью на биохимическом уровне. Гормон мелатонин, играющий важную роль в обменных процессах, выделяется шишковидной железой (эпофизом), а главное условие для работы этой железы – темнота.
И наконец, еще один важный момент, ответственный за здоровье и развитие малыша. Свобода! Любые действия родителей, ограничивающие свободу ребенка, тормозят его развитие. Самая распространенная ошибка – пеленание. Кроха должен иметь возможность учиться управлять своим телом. Просто учтите, что африканские дети, не знавшие пеленания, в первые полтора года опережают в развитии своих европейских сверстников.
Свобода в действиях аналогична свободе в движениях – она позволяет развиваться и физически, и эмоционально. Чрезмерная опека, навязывание своей помощи вредят малышу не меньше, чем их полное отсутствие. Так что позвольте ребенку быть самостоятельным, если это не угрожает его жизни и здоровью. Но при этом будьте готовы в любой момент прийти ему на помощь, если он ее попросит.
Автор статьи: Лилия Сысоева
Консультант: Е. В. Могилевская, кандидат психологических наук, перинатальный психолог, специалист по психологии родительства (г. Ростов-на-Дону)
Источник: пособие «СУПЕРМАМА»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Как мы «воруем» здоровье ребенка