Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Вечный двигатель. Гиперактивность малыша.

Вернуться к списку статей

Вечный двигатель. Гиперактивность малыша.

Лето промчалось быстро, впереди детский сад или школа. Но что если поведение вашего малыша вызывает некоторые опасения: непоседлив, непослушен, пожалуй, слишком разговорчив и совершенно не способен долго заниматься чем-либо? Возможно, это симптомы СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Доверяю, но проверяю

Поставить точный диагноз может только специалист – невролог или детский психиатр. При этом потребуется медицинский осмотр, проверка зрения, слуха, состояния нервной системы. Подобные СДВГ симптомы могут проявляться при отитах, нарушениях зрения, заболеваниях нервной системы. Так же желательна консультация психолога, что бы исключить стресс, невротические состояния (как реакция на смерть родственника, или домашнего любимца, например). Но даже после обследования, врач и окружение ребенка должны внимательно наблюдать за его поведением в течение полугода. Если за это времени симптомы не исчезают, можно говорить о СДВГ. Чаще всего, нарушение наблюдается у мальчиков, реже ему подвержены девочки. У них, как правило, невнимательность преобладает над чрезмерной активностью. Так что если ваши соседи, дальние родственники, педагоги в разговорах с вами называют малыша гиперактивным, не падайте духом, но и не занимайтесь отрицанием. Постороннему, действительно, некоторая неадекватность поведения ребенка может быть заметнее, чем любящим родителям. Действуйте активно! Чем раньше выявлен синдром, тем эффективнее меры коррекции, а дальнейшее развитие идет более гладко и полноценно. Оптимальный возраст диагностики 4-5 лет. При адекватной терапии, гармоничной обстановке в семье в период полового созревания с 12 до 16 лет ребенок может преодолеть синдром и стать более уравновешенным.

Понимаю и принимаю

Нарушение поведения и трудности в обучении у дошкольников и детей младшего школьного возраста могут быть вызваны не столько их плохим характером, желанием сделать что-то назло или ленью, сколько психоневрологическим расстройством, которым и является СДВГ. Результатом неграмотности взрослых может стать нарушение отношений в семье, скандалы и придирки по отношению к нерадивому ученику и, как следствие, искажение жизненных целей у маленького человека, неуверенность в собственных силах, замкнутость и озлобленность. И так, пока ситуация не зашла в тупик, на прием к неврологу стоит отправиться, если…
  • …замечаете, что малыш не внимателен (дефицит внимания). Он не доводит до конца ни одно дело. Постоянно переключается то на одно, то на другое. Не замечает деталей, небрежен. Избегает заданий и игр, в которых требуется действовать по инструкции или жестким правилам. Не умеет сам организовать свое свободное время, постоянно что-то теряет, забывчив, недослушивает до конца, то, что ему рассказывают или часто сидит с отсутствующим видом.
  • …вы не успеваете отследить все передвижения ребенка, он чрезвычайно активен. Он не может сидеть спокойно без остановки крутится и ерзает, теребит предметы, болтает (стучит) ногой. Постоянно пытается куда-то залезть. Зачастую, место может быть самым нелепым или даже опасным, а ситуация не соответствовать подобному поведению. Маленький почемучка не только измотал всех вопросами, ответы на которые слушает вполуха и такое чувство, что не запоминает. Но и сам рассказывает без остановки. При этом заметны нарушения речи.
  • …отмечаете, что малыш импульсивен. Отвечает, не задумываясь, ждать совершенно не умеет и учиться это делать, как бы и не хочет. Он бесцеремонен, влезает без зазрения совести в игры сверстников, вмешивается в дела взрослых.
Обратите внимание, что трудности должны проявляться как минимум в двух сферах. Например, дома и в детском саду или школе, на игровой площадке. Стоит так же помнить, что СДВГ может проявляться как сочетанием вышеперечисленных особенностей поведения и личности ребенка, так и выражаться только в недостатке внимания. Такие дети тихие и мечтательные, не мешают воспитателям, поэтому и замечают у них синдром достаточно поздно. При диагностике специалисту потребуются данные от вас, воспитателей. Он оценит поведение ребенка, прежде всего, в ситуациях требующих самоконтроля, отследит его на реакцию на неорганизованные ситуации (на дне рождения другого ребенка, на пикнике), посмотрит на манеру выполнения заданий, требующих концентрации внимания и усидчивости. Так что, чтобы помочь специалисту, при появлении подозрений имеет смысл начать вести записи о ситуациях, в которые попадает малыш.

Узнаю и вникаю

В причинах данного расстройства ученые разбираются до сих пор. К факторам, провоцирующим появление СДВГ на данный момент можно отнести наследственность. Поговорите со своими родителями, много ли хлопот вы доставляли им в детстве? Также влияет тяжелое течение беременности, инфекционные болезни, перенесенные в этот период, тяжелые роды – гипоксия плода, преждевременные роды, ранние интоксикации организма малыша. При СДВГ нарушается биохимическое равновесие в головном мозге. Из-за чего нервные импульсы передаются искаженно, своевременно не регулируя психические функции (внимание, память, контроль над двигательной активностью). Одним из веществ, выработка, которого может быть замедленна, является дофамин. Он отвечает за возникновение чувства удовольствия, тем самым формируя мотивацию к действию. Он также контролирует настроение, процессы обучения, внимания. Когда организм, в ответ на внешние усилие, не получает «внутреннего поощрения» в виде этого вещества, то синхронная работа психики может нарушиться. Кстати, некоторые ученые считают, что именно поэтому люди, страдающие данным синдромом, в старшем возрасте активно пополняют ряды курильщиков, ища синтетическую замену дофамину. А в особо тяжелых случаях могут пристраститься к алкоголю или наркотикам, причем процесс формирования зависимости будет очень быстрым.

Помогаю и горжусь

Считать ребенка, которому поставили диагноз СДВГ, больным, начинать его опекать и всячески оберегать от мира нельзя ни в коем случае. Задача родителей, наоборот, преодолеть расстройство. А для этого не стоит добавлять к гиперактивности гиперопеку. Для того чтобы минимизировать проявления проблем применяются медикаментозная терапия и поведенческая. Первую назначает и контролирует врач. Как правило, это препараты, направленные на регуляцию деятельности нервной системы, в том числе головного мозга: ноотропы, седативные препараты, антидепрессанты. Подбираются лекарства строго индивидуально. Изменять дозу или отменять препарат родители не должны ни в коем случае, это может навредить организму. При этом при появлении первых же побочных эффектов незамедлительно нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы скорректировать терапию. Действие медикаментов направлено, прежде всего, на улучшение концентрации внимания. При проведении поведенческой терапии участие близких должно быть самым активным. Родителям придется работать над собой не меньше, чем ребенку. Ведь потребуется постоянный самоконтроль, терпение, такт. Кроме того, нужно научиться «дружить» с воспитателями и педагогами. Именно они могут как помочь вам, так и свести усилия к минимуму, постоянно окрикивая и одергивая ребенка. Не бойтесь сообщить учителям о наличии синдрома. Если коллектив грамотный, информация не просочится, а особое отношение поможет проявить все способности юного ученика, а, может, и приведет к отличным результатам. Ваш ребенок не глупее остальных, он просто другой. Кстати, некоторые психологи считают СДВГ не столько проблемой, сколько характеристикой детей-индиго, у которых умственные способности более совершенные, но мозг развивается дольше. Так же стоит начать посещать детского психолога, а если есть проблемы с речью – логопеда.

Организую

Начните с самообразования. Вы – защитник и главный помощник ребенка. В голове у вашего малыша частенько царит хаос, поэтому задача упорядочить его жизнь полностью ложится на взрослых.
  • Организуйте пространство вокруг. В детской никакого беспорядка. Система хранения вещей должна быть максимально логичной и простой для маленького человека. Мягко и деликатно учите ребенка соблюдать этот порядок. При этом не настаивайте, что бы вся комната сразу была убрана до идеального состояния. Следуйте принципу дробности. Утром пусть он застелет кровать, затем предложите поиграть или порисовать, ближе к вечеру – настаивайте на разборе игрушек. Выполнять долго одно задание ему сложно, поэтому чередуйте виды деятельности. Запаситесь также максимальным терпением. Не делайте ничего за ребенка. Если спешите, лучше перенесите на другое время. Определите в квартире места для еды, активных игр (если они допустимы, можно также оборудовать спортивный уголок), просмотра фильмов, рабочее место папы или мамы (которое вне сферы малыша).
  • Четко соблюдайте режим сна – бодрствования. Просыпаться и засыпать малыш должен в одно и то же время. Полуночные бдения вместе со взрослыми недопустимы. Полноценный сон необходим для адекватного функционирования нервной системы. Желательно еще укладывать ребенка дошкольного и младшего школьного возраста спать и днем.
  • Следите за питанием. Возбуждающе на нервную систему воздействуют шоколад, сладкие газированные напитки, острое, жареное, соленое. Фаст-фуда, влекущего также быстрое насыщение и попадание активизирующей организм глюкозы в кровь, нужно избегать. Приучите малыша на десерт есть фрукты, а не конфеты.
  • Составьте расписание, причем не только занятий (кружков и секций), а каждого ежедневного процесса. К примеру, пробуждение в 8.00, водные процедуры, завтрак, гимнастика, сбор в детский сад. Можно купить яркий таймер, звук, которого будет отмерять время на ту или иную манипуляцию. Иначе один лишь завтрак, когда за окном поют птицы, а по телевизору показывают мультфильм, затянется на часы. Кстати, при выполнении тех или иных действий влияние дополнительных раздражителей нужно максимально уменьшить. Если в расписании могут быть перемены, обязательно сообщите о них заранее ребенку и проговорите это ни один раз.
  • Высказывайте просьбы и пожелания максимально четко и кратко. Временной промежуток между указанием и возможностью его выполнения ребенком должен быть максимально коротким. Просьба – действие. Долгие и пространные объяснения, бесконечные понукания, приведут к обратному эффекту. Они утомят ребенка, его внимание переключится на другой объект, и слова будут либо восприняты искаженно, либо моментально забудутся.
  • Ставьте перед ребенком цели и поощряйте за их реализацию. К примеру, сегодня нужно постараться не мешать играть другим детям. Получилось – молодец! Помните, словестная похвала может и не дойти до ребенка, поэтому используете материальные стимулы. Это может быть яркая наклейка, которая дается за каждое доведенное до логического завершения дело. Ее можно вклеивать в альбом, а потом, получив определенное число, обменивать на игрушку. Не используйте еду (конфеты) или прогулки в качестве поощрения. Старайтесь разбивать сложные задания на несколько этапов, за выполнение каждого – похвала, после – отдых.
  • Играйте в школу. Постепенно, приучайте малыша к длительному сидению на одном месте и решению задач. Складывайте вместе с ним паззлы, читайте книги. Потом обязательно проведите веселую разминку, чтобы он смог выплеснуть накопленную энергию.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Во-первых, спорт дисциплинирует, во-вторых, появляется еще одна фигура авторитетного взрослого, который при этом еще и разрешает активно двигаться. Для детей с СДВГ подходят активные виды спорта, где нет возможности долго расслабляться: плавание, боевые искусства, легкая атлетика. А вот скоростных видов спорта, требующих постоянного напряжения внимания (горные лыжи, сноуборд, ролики) лучше избегать.
  • По мере возможностей, следите за кругом общения малыша. Дозируйте время шумных и активных игр, чтобы не слишком распалять ребенка, но не исключайте их совершенно. Подвижные групповые игры могут научить его следить за динамической ситуацией, быстро оценивать обстановку и принимать адекватные решения. Учите малыша работать в паре с другим ребенком. Если рядом нет ровесников, играйте в ролевые игры, показывая модель правильного поведения. Допустим, малыш – родитель, вы – сын или дочь.
  • Помните, что чем старше ребенок, тем чувствительнее он к критике, особенно при посторонних людях. Старайтесь максимально контролировать свои порывы и не создавать для него неловких ситуаций. Желающих ему попенять на неадекватное поведение и так предостаточно. Дома старайтесь показывать больше позитивных эмоций, чем негативных.
  • Учитесь управлять собственным стрессом, часто неосознанное поведение малыша может заставлять краснеть и испытывать неловкость. Подавлять эмоции постоянно невозможно, чтобы избежать случайного выплеска агрессии на ребенка, запишитесь на йогу или медитативные практики.
  • «Растите» вместе с малышом! Воспринимайте синдром не как проблему и наказание для семьи, а как сигнал изменить свое поведение, стать терпимее, грамотнее, научится контролировать собственные эмоции. К тому же у вас обострится внимание, ведь придется хвалить ребенка, за те успехи, которые обычно уходят из поля зрения взрослых. Если взрослые члены семьи не будут работать над собой, усилия педагогов и врачей могут быть бесполезны. Следите за новыми исследованиями СДВГ (новые препараты, методики), посещайте психотерапевтические группы, или занятия с семейным психологом, общайтесь на форумах, где родители детей с СДВГ обсуждают их проблемы и достижения. Возможно, некоторые рекомендации врача для вашего ребенка окажутся не такими действенными, в то время как находки других родителей, помогут достичь желаемого результата.

Удачи вам и вашим детям! У вас все получится!


Автор: Юлия Новикова, невролог сети медицинских клиник «Семейная»

Журнал "Растим ребенка" (сентябрь 2013)

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Вечный двигатель. Гиперактивность малыша.