Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Ползунковое чтиво, или знакомим ребенка с книгой

Вернуться к списку статей

Ползунковое чтиво, или знакомим ребенка с книгой

Первых книжек в жизни ребенка несколько. Самую первую он слышит, но не видит. Ее держит в руках будущая мама и читает своему брыкающемуся животику сказки, декламирует стихи и поет колыбельные. Считается, что за девять месяцев родители могут «привить» сыну или дочери вкус к музыке и литературе.

Впрочем, пассивным слушателем малыш остается недолго. Едва научившись сидеть, он рассматривает вместе с мамой свою первую книжку. Затем впервые самостоятельно перелистывает страницы. Узнает знакомые картинки, отдельные слова. Потом наступает период «квазичтения», когда ребенок «делает вид» что читает, то есть, сочиняет, глядя на иллюстрации. И только после этого он действительно прочитает свою очередную первую книгу. Но это будет не скоро, а пока родителям нужно знать, когда начинать изучать книжки вместе с малышом, как это сделать правильно и что из литературы крохе по вкусу в первые годы жизни …

Чем раньше – тем лучше

Помните, чему учили в школе? Читать нужно с выражением. А кроме этого, освоить интонационные кульминации, отточить смысловые паузы и многое другое. Так что, если чтение вслух - не ваше хобби, стоит попрактиковаться во время беременности. Не забывайте, что ваш крошечный слушатель получает от вашей декламации не только удовольствие, но и первые знания.

Теоретически, читать книги можно в любое время. Картина, типичная для многих фильмов – ребенок уже в кровати, и папа или мама читают ему главу из книги. Малыш засыпает – родители книгу закрывают. Однако, у такой идилии свои недостатки. Если вы сами частенько засыпаете над книгой, лучше не читайте ребенку перед сном. Прорывающаяся зевота не украсит вечернюю сказку. Кроме того, есть вероятность, что в дальнейшем ваш ребенок тоже станет использовать книгу как снотворное.

Не подойдет для подготовки ко сну и бодрое чтение «в лицах». Малыш может разыграться, вместо того, чтобы успокоиться и уснуть. Лучше уж петь колыбельные песни: «Спи, моя радость, усни». Не знаете классических – можно зарифмовать и запеть что угодно. Помните: «Я вам денежки принес, за квартиру за январь. Ай, спасибо, хорошо, положите на комод». Педагоги уверяют, что смысловая абракадабра, если она спета ласково и с любовью, малышу не повредит.

Прежде чем начинать читать ребенку книжки, понаблюдайте, в какое время дня он лучше воспринимает новую информацию. Первое знакомство с книгой должно быть кратким - чуть только ребенок отвлечется, не наставайте на продолжении, откладывайте книжку в сторону. Вернитесь к ней через какое-то время. Можно почитать пять, семь раз за день, в сумме - минут сорок.

Выбирайте для чтения моменты, когда малыш спокоен. А вот отвлекать от слез лучше не книжками, а шумом, музыкой, игрушками.

Книжки для малышки

О чем нужно читать? О маме, о животных, об игрушках, о временах года… «Потешки», «Топотушки», колыбельные. Для малышей, еще не понимающих о чем идет речь в стихах, важна рифма и ритмичность услышанного. Поэтому они так любят коротенькие стихотворения, и так быстро их заучивают наизусть, не только получая удовольствие, но и тренируя память.

Выбирайте четверостишья, превращающие обязательную, но нелюбимую процедуру утреннего туалета в игру: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, что бы щечки краснели» или «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса, расти косынька до пят - все волосыньки в ряд».

Отрывки из «Аленушки» Елены Благининой подойдут вообще на все случаи жизни. Для сна: «Баю-баю-баиньки, прискакали заиньки: - Спит ли ваша девочка, девочка-припевочка? -Уходите, заиньки, не мешайте баиньки!» Для купания: «Мы не ляжем рано спать – дочку надобно купать. Теплую водичку льем на нашу птичку…»

У Нины Пикулевой много стишков-игр, помогающих поднять настроение ребенку: «Мы поскачем-скачем-скачем, скачем на лошадке! Мы не плачем, нет, не плачем – все у нас в порядке!» «Игрушки» Агнии Барто, «Мойдодыр» и «Тарканище» Чуковского давно занесены в разряд классики и в комментариях не нуждаются.

Психологи советуют перемежать стихи русскими народными сказками. Начинать нужно с самых коротких – «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок»… Их колоритные персонажи имеют яркие характеры, легко запоминаются, нравятся детям. Более того, потом легко разыграть сказку при помощи игрушек, бумажных или пластилиновых фигурок. Кстати, сразу объяснять подтекст сказок не нужно, то, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» вы выясните с ребенком позже.

Если вы выбрали длинную, взрослую сказку, не каждый 2-3-летний ребенок спокойно дослушает ее до конца. Лучше перескажите ее своими словами, ориентируясь по картинкам и максимально упростив содержание.

Читаем правильно

В дошкольной педагогике есть понятие «пошагового ознакомления с предметом». Книжка тоже новый для ребенка предмет, поэтому до полного освоения четыре шага.

Первый – малыш уютно устроился на коленях у мамы. Вместе они посмотрели, потрогали и полистали книжку. Возможно, карапуз захочет попробовать ее «на зуб». Обязательно нужно заострять внимание на деталях рисунка, спрашивать, где и что нарисовано. Если ребенок еще не говорит, то отвечать за него пока что должна мама.

Следующий этап – малыш сидит сам, мама находиться рядом. Она помогает ему листать и смотреть книжку, но не навязывает свое участие. Так появляется навык самостоятельного освоения.

Шаг третий – ребенок сам производит все манипуляции с книжкой.

Четвертым этапом станет то, что подросший малыш, открыв книжку на знакомой странице, озвучит увиденное – «кись» (кошка) или «ав» (собака).

Вы не знаете, как реагировать, если малыш уселся на книжку, начал ее грызть или просто бросил? Это нормально: именно таким образом дети знакомятся с предметом. Ругать за неаккуратное обращение с книгой нельзя, кричать, разумеется, тоже. Спокойно объясните ребенку, как надо обращаться с книгой. Кстати, если в доме есть культура общения с книгой, то малыш ее непременно усвоит. Если книжка пришла в негодность, стоит пожалеть ее, заклеить, если возможно. У ребенка должно формироваться чувство ответственности за испорченную книжку или игрушку.

Маленьким детям не всегда удобно и уютно за столом. Они чаще играют стоя или сидя (лежа) на полу. Поэтому, читать и рассматривать книги лучше в тех позах, которые удобны ребенку. Правила чтения без ущерба для зрения объясните позже.

Когда ребенок устанет, книгу нужно отложить. Но если кроха «зачитался», ее нельзя отнимать! Запаситесь терпением – все дети требуют перечитывать полюбившуюся книжку по многу раз. Это нормально и неизбежно. Постоянные повторы помогают малышам лучше запомнить прочитанное. Если вам не под силу десятки раз перечитывать одну и ту же книжку, купите аудиокассету или диск с любимыми стихами или сказками.

Главное, чтобы совместное или самостоятельное чтение приносило ребенку радость и не стало скучной обязанностью, которая перерастает со временем в школьную повинность.

Татьяна Николенко

Журнал «Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала Светлану Васильцову (педагог-психолог Центра развития ребенка № 49), Татьяну Колесникову (заведующая ДОУ № 45 для детей до 3 лет), Ирину Гурскую (администратор книжного отдела магазина «Хобби -Центр»).

Книги для ребенка нужно выбирать, тщательно оценивая иллюстрации и содержание, обращая внимание на качество печати. Лучше купить одну, но отвечающую всем параметрам книгу, чем несколько дешевых и некачественных изданий.

  • На первом году жизни детям важен цвет и картинка и все равно, что в книге написано. Некоторые с удовольствием «читают» книжку вверх ногами (ведь красивая картинка в перевернутом виде менее броской не становится). Поэтому иллюстрации в детской книжке должны быть высокохудожественными, а не коллажом средней руки.
  • Картинки для самых маленьких должны быть крупными, четкими и не содержать множества деталей. Цветочные виньетки только отвлекут внимание от главного.
  • Рисунок на странице должен соответствовать тексту. Если речь о лисичке – вот она, здесь, а не на следующем или предыдущем листе.
  • Картинки должны быть понятны. Животные, пусть даже и одетые в человеческую одежду, должны быть похожи на животных, а не на пародию людей. Длиннющие ресницы и накрашенные губки у полевой мышки в данном случае не уместны.
  • Малыши очень любят перелистывать странички, поэтому книжка должна состоять хотя бы из четырех-шести листов. Для того, чтобы ребенок смог перевернуть страницу самостоятельно не оторвав или не смяв ее, листы должны быть из плотного материала, картона.
  • Важен размер книги, она не должна быть ни большой, ни маленькой. Книжки-малышки, которые были популярны лет двадцать назад, по мнению некоторых специалистов, слишком малы. Ребенок вертит такую книжку в руках и выбрасывает. Большая и тяжелая книга безусловно привлекает внимание, но от такого объема ребенок быстро устает. Идеальный размер для первой книжки - формат А5.
  • Для первых книжек стихи предпочтительнее прозы. Рифмы должны быть звучными, легко запоминающимися. Чем старше ребенок – тем более содержательной становиться его книга. Начинать лучше с двух-четырех строчек текста на странице.

Светлана Васильцова, педагог-психолог Центра развития ребенка № 49:

Отлично, когда художественный текст сопровождают элементы, способствующие сенсорному развитию. Современные книжки ребенок может не только читать или слушать, не просто рассматривать, а ощупывать. Они бывают мягкие, с объемными игрушками, звучащие…

Не бойтесь, что ребенок не сможет сосредоточиться. Сейчас у него формируется дифференцированное восприятие. Ранний возраст, говоря научным языком, самый сензитивный период. То есть наиболее благоприятный для знакомства с чем-то новым, в том числе и с книгами. Если его упустить, то порог чувствительности теряется.

Идеальны для первых чтений народные сказки. Из них малыш черпает не только какие-то общие знания о жизни, но и получает первую информацию о доброте и мудрости…

Ирина Гурская, администратор книжного отдела магазина «Хобби -Центр»:

- В классике для самых маленьких ничего не изменилось – все так же любимы и раскупаемы Агния Барто, Маршак и Чуковский…

Впрочем, сейчас стали читать детям и более «взрослые» сказки. Для этого выпускают их адаптированные версии: «Гулливер» или «Синдбад» на новый лад понятны даже самым маленьким. Тем более, если такие сказки сопровождают объемные, панорамные картинки.

Для любителей мультфильмов – книжки с полюбившимися героями. Отличный способ привлечь внимание тех, кто предпочитает книжкам телевизор.

Многие родители выбирают книжки по картинкам. То есть с иллюстрациями, знакомыми с детства. Поменяли, к примеру, оформление «Волшебника Изумрудного города» и спрос на это издание Волкова упал. А вот книги с картинками Владимирского по прежнему расходятся на ура.

Самое популярное на сегодняшний день издательство для малышей - «Лабиринт-Пресс». У них огромный выбор развлекательных книжек-игрушек: проведи игрушку по книжке, книжки для купания, книжки с наклейками… Так же популярны «Аркаин» и «Росмэн».

Татьяна Колесникова, заведующая ДОУ № 45 для детей до 3 лет:

Уверена, что нашим деткам не подходят телепузики, монстрики и тому подобная живность. На картинках должны быть узнаваемые предметы и существа. Собачки, кошки, неваляшки, матрешки…

Мне кажется, что не стоит скрещивать книжки с игрушками. У книг свое назначение, у игр и забав другое. Манипуляции с книжкой отвлекают ребенка от самого процесса чтения. Такие книжки хороши для определенных моментов, когда малыша необходимо отвлечь, например, в «горькую» минуту, когда он расстроен. Вот тогда пищалки, игрушки, рожки и ножки уместны как никогда…

Журнал "Семь нянек"

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Ползунковое чтиво, или знакомим ребенка с книгой