![]() |
![]() |
|
Надежда Бешкова
Вот над детской кроватью показывается растрепанная головка, на сонном еще личике – первая улыбка. Возможно, кроху развеселил солнечный зайчик от маминых часов, а может, небритый папа. Впереди целый день, наполненный шутками и забавными шалостями: ребенок будет прятаться от вас за шторой, дразнить собаку одному ему понятными словами и весело хохотать. Так заявляет о себе растущее вместе с малышом чувство юмора.
Улыбаться, чтобы выжить
Первые проявления жизнерадостности возникают у малыша уже на втором месяце жизни. Некоторые родители рассуждают так: чем раньше начал ребенок улыбаться, тем более веселым человеком он вырастет. Это не совсем верно. На самом деле умение обаятельно, умильно улыбаться жизненно необходимо младенцу, и потому заложено самой природой. Действительно, редкий взрослый устоит перед таким открытым, очаровательным малышом, не возьмет его на руки, не приласкает. В ответ на улыбку и лепет крохи мудрый инстинкт запускает в зрелом человеке целую программу действий, суть которых – забота, защита, нежность. Получается, что таким способом беспомощный ребенок «заручается поддержкой» близких, как бы уточняя: «Вы ведь меня не бросите? Я же такой милый, веселый!»
Да и хохот во время шумной возни с родителями говорит не о том, что ребенку смешно во взрослом понимании этого слова. Ведь малыши не умеют смеяться вполсилы, они делают это восторженно, вкладывая в хохот все свои эмоции. Для крохи «смеяться» означает ликовать и наслаждаться безраздельным вниманием родителей.
Карапузики шутят
Приблизительно после шести месяцев у ребенка появляются зачатки чувства юмора. Естественно, они вовсе не похожи на остроумие взрослых. Ведь у малыша еще не сформировано абстрактное мышление, да и словарный запас совсем невелик. Кроме того, дети абсолютно буквально понимают все, что говорят им родители, а значит, любая шутка, сказка, история из книги или сюжетная линия песни воспринимаются ими как самостоятельная реальность. Поэтому юмор у малышей специфический, ориентированный на действия. Годовалого ребенка уже изрядно позабавит, если вдруг вы попытаетесь надеть на себя его носочки или размешать сахар в кружке, держа ложку за глубокую часть. Видимо, причина столь бурного восторга – необычное, чудаческое поведение взрослого, который должен знать, как правильно обращаться с предметами. «Такой большой, а ведет себя как маленький!» – удивляется малыш, и радуется, ведь такая ситуация уравнивает его с родителем или даже делает более компетентным, чем мама, которая «все перепутала». Прекрасно, если у крохи есть возможность посмеяться над своими родителями. Это делает отношения в семье более демократичными, живыми, и, как верно подметил один четырехлетний мальчик, «когда взрослые смеются с детьми, они им роднеют». Но и сам ребенок не прочь показать, что он уже умеет шутить. Наверняка многим родителям знакомо обыкновение полутора-двухлетних юмористов именовать собаку «кисой», кошку «ав-ав» и т.п. Причем, веселье такого шутника указывает на то, что сам ребенок прекрасно понимает, что сказанное им – условность. На самом-то деле он знает, как правильно, поэтому и позволяет себе немного позабавиться.
В очередной раз читаем с сыном его любимую книгу о проказнике Хрюше.
…Укусить за хвост щенка,
Замотать в клубок кота,
И у кур переполох.
Кто устроить это мог?
– Папа! – радостно выдает мой полуторагодовалый карапуз.
Еще один повод посмеяться дает крохе игра в прятки. Это нехитрое занятие вообще несет в себе огромный терапевтический потенциал. Во-первых, оно наполняет ребенка чувством собственной значимости для родителей. Ведь это о нем говорят все, кто задействован в игре: «Где же наш Ванечка? Куда же он делся?» Родители громко зовут малыша, ищут его – это подтверждение того, что ребенок на самом деле любим и нужен. Кроме того, представьте себе восторг маленького хитреца, уверенного, что место его укрытия – загадка для взрослых. Никто в целом мире не знает, где спрятался ребенок, а он – знает. Сидит в укромном уголке и хихикает над этими смешными родителями, чувствуя себя умнее, компетентнее, дальновиднее. И главное: игра в прятки побуждает малыша придумывать новые укрытия, изобретать необычные способы перехитрить родителей, то есть развивает нестандартное мышление. А ведь чувство юмора предполагает именно способность видеть необычное, парадоксальное в знакомых ситуациях, предметах, людях.
Словом, игра в прятки чрезвычайно полезна для ребенка, а, кроме того, еще и приятна. Поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш вдруг решит поиграть в нее тогда, когда это не входит в ваши планы. Например, спрячется за полками с товаром в супермаркете. Подобные ситуации очень часто пугают и выводят из себя родителей, а ребенок вовсе не хотел ничего плохого, он просто постарался создать ситуацию, в которой ему весело, приятно, интересно. Кстати, эти же эмоции малыш стремился подарить и вам.
Эти шутки просто жутки…
Одно из величайших открытий, которые делает дошкольник – это возможность повлиять на настроение, действия и даже на выражение лица взрослого человека. Усвоив это однажды, малыш еще долго будет экспериментировать, проверяя, можно ли в вашем присутствии, например, прыгать на диване или произносить слова, вовсе не принятые в семье. Чаще всего этот период начинается тогда, когда ребенок идет в детский сад. Вдруг малыш осознает, что кроме маленького мира его семьи, существует великое множество семей, в которых действуют другие правила и существуют незнакомые порядки. Скорее всего, именно из коллектива сверстников, о пользе которого так много говорят специалисты, ваше чадо вынесет неведомые ему ранее слова и выражения. Там же у малыша могут появиться шокирующие вас привычки. Например, задирание девчачьих юбок, которое сопровождается бурным весельем и заканчивается бегством. Будьте готовы к тому, что ребенок с удовольствием продемонстрирует вам все, чему научился, общаясь с детсадовскими товарищами. Вряд ли кто-то из шалунов ясно понимает, почему именно нельзя задирать юбку девочкам или прятать папин портфель. Дети видят в этом забавную игру: «пошутить» и убежать на безопасное расстояние, чтобы не быть пойманным и наказанным. Веселье малыша в такой ситуации связано с тем, что, перешагивая порог дозволенного, он восторгается собственной смелостью. И, разумеется, ожидает от вас нестандартной реакции. Возможность повлиять на душевное равновесие родителя забавляет его не меньше, чем нарушение запретов. Поэтому в такой ситуации очень важно не терять самообладания, иначе цель маленького провокатора будет достигнута. А если, на ваш взгляд, детская шутка больше смахивает на злонамеренную выходку, и вы считаете нужным наказать ребенка, то сделать это надо обдуманно. Задайте себе ряд вопросов (почему ваше чадо поступило плохо? знает ли сам ребенок, что совершил скверный поступок? что именно ему известно о том, почему нельзя было этого делать?). Естественно, туманные представления малыша о морали нуждаются в прояснении, а вот если ребенок хорошо осознавал, что причиняет вред (например, собаке, волоча ее за хвост), то и спрос с него другой – по всей строгости. Не допускайте, чтобы хитрец оправдывал свои прегрешения словами: «Я пошутил». Конечно, ребенку удобно сослаться на то, что он обозвал бабушку или обсыпал песком друга не всерьез, но твердо стойте на своем: хорошая шутка должна приносить всем радость, но никак не обижать и не доводить до слез.
Как говорят психологи, малышу до пяти лет нравится, когда взрослые над ним смеются. Собственно, ему вообще не так важно, каким способом привлечь внимание родителей. Но если все члены семьи смотрят на ребенка, говорят о нем и весело хохочут, то малыш решает, что им восхищаются, и воспринимает этот смех как подтверждение любви. Поэтому не удивляйтесь, что ребенок намеренно говорит глупости, ставит себя в нелепые ситуации только для того, чтобы добиться вашего внимания. Например, одна мама жаловалась на регулярные выходки своего двухлетнего сына. Каждый раз, когда семья приходила в гости, и мама усаживалась побеседовать с хозяевами, ребенок выходил на середину комнаты и начинал весьма правдоподобно кряхтеть, дуться, словом, всем своим видом демонстрировать, что ему срочно нужно в туалет. Как только мама поспешно вскакивала и кидалась на поиски горшка, малыш заливался смехом. Еще бы, ведь теперь он завладел всеобщим вниманием!
А что смешного?
К пяти годам в созревании личности ребенка происходит важное событие: кроха осознает, что быть смешным – далеко не всегда здорово. Наоборот, в некоторых случаях, человек, ставший предметом насмешек, хуже, глупее и недогадливее окружающих. Поэтому пятилетний карапуз, скорее всего, очень рассердится, только заподозрив вас в желании над ним посмеяться. Уважая своего ребенка, родителям надо помнить об этой особенности формирующегося характера и ни в коем случае не поддразнивать свое чадо – это может его травмировать. Пусть не беспокоятся папы, радеющие за воспитание чувства юмора в любимых детях: временное «занудство» ребенка вовсе не означает, что он останется таким навсегда. Гораздо хуже – если кроха совсем не выйдет из «возраста шутовства», а на всю жизнь сохранит потребность быть смешным.
С ребенком, достигшим этого этапа, лучше пока не шутить вовсе, или, по крайней мере, делать это очень аккуратно. Ни в коем случае предметом насмешки не должно становиться то, что уже тайно или явно беспокоит малыша, например, форма или размер его ушей, дефект речи и т.д. Нельзя шутить над ребенком в присутствии посторонних людей. И конечно, не забывайте, что кроха все еще буквально понимает большую часть из сказанного родителями, поэтому будьте осторожны. Если вы «в шутку» скажете ребенку, что за баловство его украдет старый дядька и утащит в чулан, то вполне возможно, что для психики малыша это вызовет вовсе не смешные последствия.
В период предельно серьезного отношения к миру постепенно созревает логическое мышление ребенка. Ведь, если присмотреться, можно заметить: рассуждения и выводы, которые взрослые почему-то называют детским юмором, на самом деле и не юмор, а вполне логичные умозаключения, которые дети делают по мере своих возможностей. Например, мама объясняет мальчику, что ему пора спать не у нее под бочком, а в своей кроватке: «Раньше ты был маленький и спал с мамой, а теперь ты уже большой, поэтому с мамой будет спать папа». «Теперь папа маленький?» – уточняет ребенок и искренне удивляется, почему его слова так смешат родителей. Согласитесь, ведь логично?
Внимательный взрослый всегда прислушивается к тому, что говорит его чадо. И не только для того, чтобы зафиксировать на бумаге остроумные замечания крохи: сам того не зная, малыш может говорить о своих желаниях, мечтах, и, наоборот, о проблемах и обидах. Рассуждения ребенка часто оказываются искаженной копией мировоззрения его родителей (например, когда девочка рассказывает, что идеальный мужчина должен всегда мыть посуду после ужина).
Пример оригинального детского мышления. Зайдя в комнату, застаю трехлетнего племянника за рассматриванием моих книг и конспектов, причем, некоторые страницы тетрадей уже заметно пострадали. Кидаюсь к нему, кричу:
– Ну как тебе не стыдно, кто тебе разрешал брать мои вещи?
Малыш расплывается в лукавой улыбке:
– Надюша, ты сегодня такая красивая!
Не убивай бабушку!
Анекдоты – главное проявление взрослого юмора – еще долго остаются недоступными малышам. Дело в том, что анекдот всегда содержит иносказание, правильно понять которое дошкольник иногда не может. Получается, что, услышав одну и ту же историю, взрослый от души хохочет, а ребенок впадает в ужас. Вот одна история, наглядно это иллюстрирующая. Папа отправился на встречу с приятелями и прихватил с собой пятилетнего сына. Один из товарищей рассказал анекдот о теще:
– Папа, а почему бабушка так странно бегает зигзагами?
– Кому бабушка, а кому и теща. Не мешай целиться, сынок!
Папа вместе со всеми засмеялся над шуткой, а его сын неожиданно горестно заплакал. Поначалу мужчины опешили, а потом через поток рыданий до отца донеслось: «Папочка, я всегда буду тебя слушаться, только, пожалуйста, не убивай бабушку!»
Умение понимать подтекст формируется у ребенка к шести-семи годам. И если до этого времени малыши, не задумываясь, пересказывают родителям все услышанные анекдоты, порою весьма двусмысленные, то теперь дети четко разграничивают, какой анекдот можно рассказать родителям, а какой больше подойдет для компании сверстников.
– Мамочка! Я сегодня такой анекдот услышала!
– Так расскажи!
– Нет, я еще для таких анекдотов слишком маленькая!
К этому времени чувство юмора уже практически сформировано. Если какие-то взрослые шутки остаются непонятными для малыша, то дело здесь только в недостатке его жизненного опыта. Поэтому, если вы цените в людях умение посмеяться и хотите привить его своему ребенку, то не ограничивайтесь поддразниванием и розыгрышами. Терпеливо объясняйте сыну или дочери значение трудных слов, смысл непонятных шуток, и главное, побольше смейтесь сами. Ведь самые веселые и оптимистичные дети вырастают в семьях, где и родители остроумны и жизнерадостны.
«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала специалиста по психологии родительства Елену Могилевскую.
Иногда с помощью юмора ребенок старается преодолеть свои страхи. Так появляются пародии на распространенные детские страшилки.
Однажды маленькая девочка услышала из ванной зловещие звуки «кап-кап кап-кап». Девочка сказала об этом папе. Папа ушел в ванную и не вернулся. Девочка долго прождала папу, а потом рассказала обо всем маме. Мама ушла в ванную и тоже не вернулась. А страшные звуки «кап-кап» все не прекращались. Девочка рассказала обо всем брату. Брат тоже пошел в ванную и пропал. Делать нечего – пришлось девочке самой идти в ванную, а там… Вся семья кран чинит.
Другая разновидность детских забавных высказываний связана с созданием понятий и придумыванием слов. Конструируя новые термины, малыши и не думают шутить, они просто стараются точнее выразить свои мысли. А получается у них вот что:
петуханы (пеликаны)
учучка (девочка, которая учится)
обезь (муж обезьяны)
потомучка (человек, отвечающий на многочисленные вопросы)
выступант (артист)
насупиться (наесться супа)
Милена, 5лет:
– Мама, а когда ребеночек выходит из животика, он уже одетый?
– Нет, конечно, голенький!
– Стыдно ему, наверно, появляться. Все будут дразнить – голопузый, голопузый!
Паша, 3 года:
Тетя угостила Пашу конфеткой.
– Пашенька, что нужно сказать тете?
– До свидания!
Сережа, 3 года:
– Мама, а я, когда вырасту, стану папой?
– Да.
– А кто будет Сережей?
Журнал «Семь нянек», № 7