Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Когда книга становится другом

Вернуться к списку статей

Когда книга становится другом

Маргарита ЛИТВИНОВА

Что вы выберете в подарок ребенку? Новый диск с видеоигрой или иллюстрированную книгу? Прежде всего нужно ответить на вопрос: хотите ли вы таким способом «выкроить» время для себя или провести его вместе с ребенком.

– К сожалению, книга сегодня все больше пылится на полке, – говорит заместитель директора центра интенсивного педагогического образования, специалист по детской литературе Татьяна ЯКОВЕНКО. – А это значит, что маленький человечек «выпадает» из удивительного пространства литературы. Конечно же, малыш знакомится с книгой только через взрослых. И если ребенка некому заинтересовать чтением, то удивительный мир литературы остается для него тайной за семью печатями. Психологи считают, что именно в дошкольном возрасте определяется – будет ли ребенок активным читателем или нет. Малыш начинает свое литературное путешествие и находит его увлекательным, если слушание книжек, а потом и самостоятельное чтение становится одним из самых любимых занятий. Своевременная «встреча» с книгой – знаковый момент. И если она оказалась «удачной», то, даже пройдя через несовершенное школьное образование, ребенок не потеряет интереса к чтению. Его могут занимать те книги, которые программой не предусмотрены. Пусть ребенок не любит Толстого, не понимает Чехова, которых навязывает «скучная» учительница литературы, но тем не менее он с удовольствием прочитает Кира Булычова или другую фантастику.

Лучший воспитатель

Литература благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Сегодня это актуально, потому что наше общество говорит на диком языке: это и сленг, и просторечие, а порой и нецензурная лексика. Естественно, ребенок все «впитывает» в себя. Как дать ему образец того самого «великого русского языка»? Только через литературу. Ведь родители общаются дома на обыденном, житейском языке, используя разговорную лексику и жаргонизмы. Надо сказать, что и речь воспитателей в этом отношении тоже образцом является не всегда. А вот лучшие художественные тексты формируют языковое чутье. Ребенок интуитивно чувствует норму.

Художественный текст требует от малыша особого типа восприятия – образного, целостного, творческого. Кроме того, литература развивает и тренирует воображение и внимание. Чтобы разобраться в содержании, ребенку необходимо внимательно выслушать текст от начала до конца и удержать в своей памяти всю последовательность событий. Малышу это дается непросто. Иначе говоря, даже детские книги предъявляют достаточно серьезные требования к уровню развития психических, познавательных процессов и, соответственно, стимулируют их.

Почему в мороз трещат деревья?

Детская литература способна удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. Доказано: если малыш испытывает недостаток в ярком эмоциональном опыте, то происходит замедление его психического развития.

Современный ребенок, находясь в насыщенном информационном пространстве, тем не менее чувствует своеобразный дефицит неординарных впечатлений. Малыш смотрит практически однотипные телевизионные программы и к тому же является постоянным свидетелем назойливой рекламы. Кроме того, дети часто находятся в условиях ограниченного общения со взрослыми. В домашних беседах затрагиваются лишь бытовые темы: «Как в садике день прошел? Не замерз? Что кушал?» За кадром остаются по-настоящему интересные темы: человек и природа, животный мир и многие другие. Именно книга способна восполнить «пробел» в получении увлекательной информации и впечатлений. Стоит напомнить родителям, что существует такой раздел, как научно-художественная литература для детей. Этот жанр позволит вам в доступной и интересной форме преподнести детям разнообразный материал об окружающем их мире. Такие книжки станут спасением для родителей, когда их малыш достигнет возраста «пытливого почемучки» и начнет забрасывать взрослых многочисленными «а как?», «отчего?»: «Почему солнце не падает с неба?», «Зачем нужна божья коровка?», «Отчего идет дождь?», «Почему самолет летает?». А взрослым часто не хочется отвечать на эти вопросы, потому что нужно вспомнить, что ты об этом знаешь, а затем об этом сказать ребенку так, что бы он тебя понял. Часто не удается найти этих точных слов. Да и не секрет, что порой просто не хватает знаний. На самом деле нужно быть энциклопедистом, чтобы отвечать на бесконечные детские «ну скажи!». Так что познавательная литература таких авторов, как Виталий Бианки, Николай Сладков, станет хорошим помощником для родителей. Лучшие произведения этого направления подталкивают ребенка к наблюдениям, размышлениям о том, как устроен окружающий мир. Даже в творчестве классика «взрослого» жанра Лева Толстого есть целая серия научно-художественных очерков для детей. Вы можете найти у него ответ на детские вопросы: «Почему в мороз трещат деревья?» или «Зачем нужны мыши?»

Мир сквозь чувства и эмоции

Хороший художественный текст побуждает ребенка к диалогу с героем, автором, другими читателями и слушателями текста. Такие отношения между ребенком и книгой обогащают его коммуникативный опыт. Он получает самые разнообразные представления о человеческих характерах и нравственных ценностях. Взрослые часто не могут найти нужных и понятных для ребенка объяснений. А малыш уже начинает открывать для себя мир человеческих ценностей, и ему так необходимо понять, что есть добро, а что – зло, где – правда, а где – ложь. Именно в искусстве, в художественных текстах все эти понятия представлены в ярких художественных образах.

Поэтому и Чуковский, и Маршак, и Хармс в своих произведениях обогащают чувственный опыт малыша. Ребенок-читатель приобретает очень ценную способность – умение со-переживать и со-радоваться. А ведь оно довольно часто отсутствует в тех семьях, где кроха растет единственным ребенком, поскольку он просто избалован вниманием. В этом случае развить эмпатию (способность к сочувствию и сопереживанию) очень сложно. Художественные тексты могут оказать действенную помощь.

Малыш не только узнает и различает благородство и трусость, он вместе с героями книги видит добро, правду, красоту или несправедливость. Именно в этом заключается этическая функция художественного текста. Литературное произведение помогает понять ребенку суть человеческих отношений, суть себя самого.

Книга – это по-прежнему лучший подарок, а семейное чтение – подарок вдвойне. Интерес малыша к литературе начинается с интереса к взрослому, который с увлечением читает любимого автора. Покажите пример ребенку и читайте вместе!

Журнал "Волшебный ребенок"

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Когда книга становится другом