![]() |
![]() |
|
Психолог, психотерапевт и журналист Полина Гавердовская
Ваш малыш родился. Пройдено самое трудное – беременность, роды, младенчество. Кажется, Вы три тысячи раз простерилизовали бутылочки, сменили две тысячи подгузников и сотни раз встали среди ночи! Сначала Ваш малыш напоминал крошечный кричащий сверток, затем – сверток большой и поющий. Затем – это уже очаровательный хохочущий пупс. И прорезывание первых зубов – позади!
Карапуз пополз, затем пошел: все идет в ход, все оказывается у него во рту. И всякий раз он уже в метре от половика! Или - его голова как раз вровень с обеденным столом. Но вот позади и это.
С каждым днем Вам все интереснее с ним. Он удивляет Вас. Кажется, для Вас стало сюрпризом, что он развивается так стремительно. Однажды Вы делаете одно из самых замечательных открытий: он понимает! Понимает речь!
И Вам становится ясно, что пора покупать детские книжки.
***
Итак, Вы впервые отправляетесь за детскими книжками для своего малыша. И первое, что бросается Вам в глаза – огромный выбор детской литературы, особенно – в крупных магазинах. Книжки прекрасно изданы, но их так много! Как купить самое подходящее, и не ошибиться в выборе? Как доставить малышу радость и сделать развлечение развивающим? Как не испортить его вкус? Вот несколько советов молодым мамам.
Иллюстрации: ярко, понятно, просто.
|
***
Вашему малышу чуть больше года. Его привлекает все яркое, цветное, блестящее, а также – новое. Этот момент прекрасно подходит для того, чтобы посадить его к себе на колени и показать ему его первую «книжку-малышку». И чем она будет ярче, тем скорее она привлечет внимание малыша. От Вас требуется только одно: помочь ему заинтересоваться и удержать его интерес к одной картинке как можно дольше. Умение рассматривать, разглядывать, способность удивляться – в дальнейшем очень пригодятся ему. От этого будет зависеть его способность концентрировать и удерживать внимание на чем-то одном, без которой, в свою очередь, нельзя ничему научиться.
Выбирая книжки для самых маленьких, прежде всего, следует обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими и гармоничными по цвету. Ведь вкус Вашего ребенка уже формируется! Отдавайте предпочтение тем книжкам, где художник, иллюстрировавший их, подчеркнул объём, и светотень – так малышу будет проще опознавать предметы и зверей, и запоминать то, что Вы ему рассказываете.
Чтение книжек с картинками – это не просто развлечение. Это - начало познания реальности. Городской ребенок, которому едва больше года, большинство из зверей, предметов и явлений, изображенных на картинках, видит впервые в жизни. (В самом деле, когда еще Ваш малыш увидит живого жирафа, льва, да просто – кролика! Если повезет – лет через несколько...) Поэтому, чем более реальны предметы, люди, звери, изображенные на картинках – тем лучше. Так, жираф должен быть рыжим и пятнистым, а не малиновым, лягушка – зеленой и мокрой, а не белой и пушистой. (Такой «юмор» Ваш ребенок оценить еще не сможет, а вот запутать его это может основательно.)
В одной современной книжке мне встретилась такая картинка: на спине улитки был изображен трехэтажный домик с черепичной крышей, трубой, мансардой и балконом, где сушится белье! Подумайте, как растеряется Ваш малыш, если представит себе, как улитка развешивала его!
Когда Вы впервые показали карапузу книжку с картинками, он способен был разглядывать один ее разворот не более полуминуты. Прошло всего полгода, и малыш уже внимательно рассматривает каждую страницу по нескольку минут и сосредоточенно вслушивается в то, что Вы ему рассказываете. Он может показать в книжке знакомых ему зверюшек. Он сам переворачивает страницу, когда ему стало скучно. И самое замечательное: у него уже есть книжки любимые и нелюбимые. Неплохо для начала!
Книжки для годовалых – о чем они?
Кроме рисунков, даже в самых простых «книжках-малышках» всегда что-то написано. В книжках для самых маленьких это будут просто надписи под картинками. Отдельные слова или фразы. Если Вашему ребенку чуть больше года – это не для него, а для мамы: это толчок Вашей фантазии. Истории, которые мама рассказывает малышу, показывая книжку, ребенок понимает смутно и отрывочно, но однажды каждая мама делает такое открытие: сын или дочка, которые говорят всего 3-5 слов, - понимают во много, много раз больше!
Слушая мамины истории и рассматривая красочные картинки, малыш расширяет пассивный словарь, учится понимать обращенную к нему речь. Так, постепенно, от книжек, состоящих только из картинок, Вы сможете перейти к тем, где есть стихи, маленькие сказки, пословицы и загадки. Что же касается иллюстраций, старайтесь относиться к ним взыскательно и позже: не давайте малышу плохо, безвкусно проиллюстрированных книг, пусть даже и с хорошими сказками!
По мере того, как ребенок становится старше, роль содержания книжек в его развитии выходит на первый план, вытесняя роль иллюстрации. Итак, вы начинаете читать малышу книжки с небольшим количеством текста. Теперь при выборе книг Вы уже стараетесь обращать внимание на их «содержательную сторону».
Формируем основные понятия при помощи иллюстраций
Активный словарь двухлетнего ребенка составляет примерно пятьдесят слов, и он может объясняться простыми предложениями, состоящими из двух слов и более. Всего через полгода Ваш малыш будет знать уже несколько сотен слов, и складывать фразы из трех и более слов. В три года его словарь составит уже тысячу слов. Я привела вам средние цифры. То, как будет развиваться именно Ваш ребенок, в огромной степени зависит от Вас.
У Вашего малыша уже закладываются основы сложного и многоэтапного процесса – формирования основных понятий. Он уже различает и умеет называть цвета, и эта палитра постоянно расширяется. Он более точно воспринимает форму предметов. Его активный словарь ежедневно растет.
Книжки в этом возрасте продолжают играть важную роль в развитии ребенка. К иллюстрациям, пожалуй, все еще предъявляется требование соответствия реальности. Малыша заинтересуют многофигурные композиции, изображающие действия разных персонажей. Расскажите ему о каждом из них, о том, чем они заняты, что их связывает. Придумайте небольшой сюжет, отталкиваясь от нарисованного, – развивайте воображение своего малыша.
Здесь хотелось бы снова привести отрицательный пример. Персонажей народных сказок - мышек, лягушек, зайчиков, лисичек - художники почему-то всегда любят изображать антропоморфно, то есть, – приближая их к человеческому облику. У зверей (в том числе – у лягушек!) на таких картинках можно заметить длинные ресницы, обрамляющие огромные голубые глаза. Все зверюшки разодеты в платья, юбочки и кокошники. Может быть, это и подойдет ребенку более старшего возраста (4-6 лет), но малышу второго-третьего года такие картинки, на мой взгляд, пользы не принесут. В другой книжке я увидела иллюстрации, автор которых впал в противоположную крайность - на рисунках, изображающих зверей, мне бросились в глаза отчетливо прорисованные швы, соединяющие головы и лапки с туловищами зверюшек. Для меня осталось загадкой, что же художник имел в виду.
Картинки, изображающие бытовые предметы, еду, фрукты, одежду, то есть – все то, что окружает ребенка ежедневно, – должны быть простыми, понятными и легкоузнаваемыми. Кровать должна быть однозначно похожа на кровать, яблоко – на яблоко, ложка – на ложку.
Детям этого возраста уже можно предложить книжки чисто познавательные: «Форма», «Размер», «Цвет» и т.д. В таких книжках хорошо знакомые ребенку предметы сопоставляются по основным признакам. Главное требование в этом случае – наглядность иллюстраций.
Два-четыре года: загадки, стихи, сказки.
Для детишек двух-четырех лет подойдут книги со стишками, загадками и адаптированными коротенькими сказками («Посадил дед репку», «Детки в клетке» и др.). Здесь Ваш выбор, как и раньше, должен совершаться в пользу тех книжек, которые не портят вкус ребенка к слову, и развивают его речь и мышление, расширяют кругозор.
Сейчас, когда книг издается много, и во множестве разных издательств, при выборе следует внимательно относиться к тому, насколько хорошо они отредактированы. Обязательно читайте книжки сами, прежде чем прочесть их ребенку, лучше всего – прямо в магазине (ведь взрослому человеку на это нужно 2-3 минуты)! Если плохая книжка попадет ребенку в руки, – в каком-то смысле будет уже поздно.
Выбирая, руководствуйтесь собственным чутьем и здравым смыслом. Как это ни странно, даже качество сборника загадок целиком зависит от редактора. Фольклор порой весьма причудлив, а русских народных загадок очень много, и для маленькой детской книжки их надо отбирать. Одни загадки очень хороши и складны, развивают фантазию ребенка, учат образному мышлению («Хвост крючком, нос пятачком», «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки» и т.д.). Другие же – косноязычны и описывают предмет так, что его нельзя узнать. Например, такие, всем известные загадки, как «Сидит девица в темнице, а коса на улице» или «Без окон, без дверей полна горница людей» - без иллюстраций просто «не работают», и в смысле познания малышом мира бесполезны. Хорошо, если они «разбавлены» другими, более простыми и остроумными, хуже, если книжка целиком состоит из таких ребусов.
Недавно мне в руки попалась авторская книжка под названием: «Загадки и стишки для самых маленьких». На первой же странице я прочла:
«Не учил квадрат и вектор – все же точен архитектор. Разделил на части круг, серый маленький… (паук)».
***
Если Вы хотите купить книжку стихов для маленького ребенка, лучше всего отдавать предпочтение нашим детским классикам - таким, как Агния Барто, Борис Заходер, С. Я. Маршак. Сейчас они прекрасно переизданы и проиллюстрированы. Честное слово, не ошибетесь! Эту часть для контраста хочу закончить замечательным стихотворением С. Я. Маршака из серии «Детки в клетке».
Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
***
Сказки (в том числе – русские народные) – прекрасный материал для чтения, развития фантазии и образного мышления Вашего ребенка. Они учат добру, всегда содержат мораль, и, кроме того - поражают детское воображение чудесными превращениями. Малыш 4-6 лет это, безусловно, оценит. (Спустя год-два не забудьте о сказках Пушкина.) Ребенку поменьше подойдут коротенькие адаптированные сказки вроде «Посадил дед репку» или «Терем-теремок». Опять же, чем проще книжка издана, тем внимательнее надо отнестись к редактуре. Недавно я просмотрела свежеизданную книжку с русской народной сказкой «Теремок». Заканчивалась сказка так: Пришел медведь и стучится: / Чей терем-теремок? / Кто в тереме живет? / Я, муха-горюха ./ Я, мышка-норушка./ Я, лягушка квакушка./ Я, зайка-попрыгайка./ Я, лесичка-сестричка. А ты кто? / А я - медведь, вам всем пригнётыш!
Не буду рассуждать на темы, существует ли такое слово – «пригнетыш», и – есть ли такой вариант этой сказки. Просто детям обычно предлагают только самое лучшее. Мне кажется, что к книгам это относится в первую очередь.
Первое путешествие от А до Я: И снова картинки – главное!
Если Вы решили купить для карапуза азбуку, – отдайте предпочтение той, где в качестве иллюстраций подобраны самые близкие ребенку предметы. В книжном магазине мне довелось просмотреть великолепно изданную, красочную азбуку, прекрасно подходящую, тем не менее, для отрицательного примера. Меня удивил странный, вычурный выбор иллюстративного материала. Запомнилось, что на букву «К» шёл – «коктейль», на «М» – «миксер», на «Ф» - «фруктовый салат»…
Стоит ли говорить, что крохе, которая еще не знает букв, проще познавать мир через простые и естественные явления?! Поэтому, на букву «Ф» в детской азбуке должен идти не «фруктовый салат», а просто «фрукты», а изображены должны быть яблоко или груша (а не маракуйя или манго). «Коктейль» в обычной жизни – также вещь достаточно редкая, и для детской азбуки не подходит.
***
Малыш растет. Он смотрит на Вас с обожанием, и вы чувствуете, что сейчас именно от Вас зависит то, каким он вырастет. Вам хочется показать ему мир, рассказать о том, как лето сменяет зиму, как распускаются цветы, как вьют гнезда птицы. Объяснить ему, что такое хорошо, а что – плохо. Научить его жить так, чтобы он был счастлив. Книги, конечно, не могут заменить жизнь. Но, если вы научите малыша читать хорошие книги, считайте, что вы сделали половину своего дела.