![]() |
![]() |
|
Надежа Бешкова
Почему одни малыши уже в полтора года без умолку болтают обо всем вокруг, а другие, даже отпраздновав двухлетие, продолжают упорно молчать? Причин может быть много: от серьезных медицинских проблем до сугубо психологических. Как разобраться, почему ребенок столь неразговорчив, и как развить его речь?
Ходить – значит говорить!
Многие исследования указывают на то, что речь ребенка напрямую связана с его подвижностью. Дело в том, что речевой центр в мозгу человека находится рядом с двигательным центром (некоторые специалисты даже объединяют их в «речедвигательный центр»). Существует мнение, что заговорить словами может только тот ребенок, который уже умеет ходить без поддержки. Такому малышу не нужно опираться на край дивана или крепко цепляться руками за прутья кроватки, и его руки освобождаются для активного исследования всего вокруг. Игры с конструктором, пирамидкой, кубиками, «наведение порядка» в платяном шкафу – все это развивает мелкую моторику руки ребенка. Кстати, в повседневной жизни можно увидеть немало подтверждений того, что человеческая речь тесно связана с движениями руки. Например, когда в споре нам не хватает слов, аргументов, мы начинаем использовать междометия и отчаянно жестикулировать (то есть движения частично заменяют речь). И наоборот, ребенок, занятый кропотливым ручным трудом, например, вышивкой или письмом, обязательно высовывает от усердия язык или даже проговаривает вслух все свои действия.
Поэтому перед тем, как четко заговорить, ребенок какое-то время должен уверенно бегать, прыгать, наклоняться. Если ваш малыш активно двигается, то, скорее всего, вот-вот созреет его связная речь.
Только стоит учесть один нюанс: логопеды считают, что в норме ребенок двух лет и старше активно стремится разрешать свои проблемы, используя речь. Поэтому не стоит радоваться самостоятельности малыша, который без посторонней помощи включает свет, достает нужные ему вещи со шкафа, вместо того, чтобы словами попросить помощи у родителей.
Выключите телевизор!
Что еще мешает нашим детям хорошо разговаривать? Как ни странно, телевизор. Несмотря на популярность телепередач для самых маленьких, многие логопеды и психологи уверены, что никакие телепузики или герои «Улицы Сезам» не должны становиться лучшими друзьями вашего малыша по крайней мере до трех лет!
Да, в телепередачах ребенок постоянно слышит речь, пусть даже грамотную и литературную, но не забывайте, что для крохи крайне важно следить за артикуляцией говорящего человека, видеть малейшие движения его мимических мышц. А «голос за кадром», который чаще всего сопровождает телепередачи, в этом деле абсолютно бесполезен. Возможно, вы замечали, что кроха никогда не пытается «беседовать» с телевизором, повторять нараспев слова, произнесенные телеведущим… А ведь за вами малыш охотно повторяет, «смакует» каждый слог, услышанный от вас!
Поэтому другое важное занятие, которым ни в коем случае нельзя жертвовать ради просмотра телевизора – разговоры с ребенком. В логопедии существует понятие «педагогическая запущенность». Так специалисты называют ребенка, у которого слабо развита речь при полностью сохранном физическом и психическом здоровье. Единственная проблема этого малыша состоит в том, что с ним не разговаривают его собственные родители. Мама и папа заботятся о них: ухаживают, обслуживают, обеспечивают едой, книгами, игрушками и забывают с ними поговорить. Так, в одной семье, где мама жаловалась на то, что ее двухлетняя дочь до сих пор молчит, доктор в первый же визит заметил, что за час общения мать не задала своему ребенку ни одного вопроса. Попросту говоря, у девочки просто не было потребности разговаривать.
По результатам одного исследования, проведенного в Германии, среднестатистическая работающая мама общается исключительно с ребенком 12 минут в сутки! Понятно, что в это время не входит совместный ужин, когда мама общается в основном с папой, но, конечно, уделяет внимание и малышу. Не включены в эти 12 минут и домашние дела. Мать может что-то говорить ребенку, моя посуду или готовя еду, но ведь для него важно следить за артикуляцией мамы, а фразы, брошенные малышу через плечо, когда вы заняты чем-то другим, никак не способствуют развитию его речи.
Когда стоит пойти к врачу
Было бы здорово, если бы все трудности с речью устранялись ласковым отношением к ребенку и частыми беседами с ним. Но, к сожалению, бывают случаи, когда без врачебной помощи не обойтись. Так, если появление малыша на свет сопровождалось гипоксией, родовой травмой, если вам было сделано кесарево сечение, то очень возможно, что в два-три года у него возникнут проблемы с речью и потребуется медицинская помощь. Логопеды советуют: если двухлетний ребенок еще не произносит фраз, пусть даже простых (фразой в данном случае можно считать и реплики наподобие «Где мама?» или «Машина би-би»), лучше показать его невропатологу и психиатру. Ведь отсутствие связной фразовой речи может быть обусловлено многими причинами. Важно разобраться, хорошо ли ребенок слышит, позволяет ли его артикуляционный аппарат произносить звуки, не поврежден ли речевой центр в его мозгу. Специалисты владеют методиками, которые позволяют сориентироваться в этих тонкостях и назначить лечение. Как правило, если у дефекта речи ребенка есть не только психологическая, но и физическая причина, то лечение включает в себя прием медикаментов и занятия с логопедом.
Как справедливо отмечают многие мамы, молчание ребенка в двухлетнем возрасте может быть не связано ни с одним нарушением в его развитии. Вполне возможно, что в семье растет «созерцатель», который переживает все эмоции внутри себя, или «технарь», занятый физическим освоением пространства. Врожденный тип темперамента тоже наиболее ярко проявляется в раннем детстве: флегматичный или меланхоличный ребенок, скорее всего, заговорит значительно позже, чем его ровесник – сангвиник или холерик.
Подавляющее большинство двухлетних молчунов в три года уже «щебечут» не хуже своих ровесников – это факт. Но если медицинская проблема у такого малыша все же существует, то устранить ее через год будет значительно сложнее! Ребенку, который не начал говорить в три года, логопеды ставят диагноз «задержка речевого развития», а если ситуация не меняется и после трех лет – «общее недоразвитие речи». Грамотные педагоги и логопеды часто успешно разрешают эти проблемы к школьному возрасту, но стоит ли обрекать ребенка на долгое лечение, если можно посоветоваться с врачами заранее?
Более того, даже если малыш «внезапно» заговорил ближе к трем годам, его подстерегает еще одна опасность. Когда ребенок «распробовал» все преимущества речи, понял, как здорово уметь выражать свои мысли, сообщать о своих желаниях, он буквально рвется говорить всегда и обо всем. Получается, что стремление малыша к общению превышает его речевые возможности, а это может привести к переутомлению и даже к нервным срывам. Кстати, самый распространенный дефект речи – заикание – обычно проявляется именно в этом возрасте и по этим причинам. Для того, чтобы подобного не произошло с поздно заговорившим ребенком, очень желательно, чтобы родители не увлекались исправлением неточностей в его речи. Во-первых, прерывая «поток сознания» малыша, вы наносите ребенку обиду: у него складывается впечатление, что вам не интересно, что он говорит, а важно лишь, как он это делает. Во-вторых, не удивляйтесь, если после таких воспитательных мер и сам ребенок будет спокойно перебивать вашу речь, не видя в этом ничего плохого.
Пытаясь добиться результата от малыша, который разговаривает мало и неохотно, нельзя использовать прямые просьбы – «скажи», «повтори правильно». Гораздо эффективнее создавать ситуации, в которых ребенок сам захочет что-то произнести. Например, за обедом спросить малыша: «Тебе дать ложку или чашку?» или перед выходом на улицу: «Тебе нужны ботинки или шапка?»
О пользе кривляния
Всем без исключения малышам (а особенно, тем, кто не очень хорошо говорит) полезна тренировка артикуляционных мышц. Упражнения для них можно предложить ребенку в виде игры, которая развлечет его во время чистки зубов или умывания. Предложите малышу полоскать рот так, чтобы из него не вылилось ни капельки воды, полоскать горло, выпуская через сомкнутые губы тонкую струйку воды, проверить язычком, насколько чисто вычищены зубы. За обеденным столом, когда ребенок доел свой суп, можно всей семьей поиграть в игру «Кто чище вылижет ложку или тарелку?» (чем глубже будет тарелка, тем лучше). Стоит воспользоваться моментом, когда ребенок находится у зеркала – предложите ему посоревноваться: кто изобразит рожицу смешнее или страшнее? Поиграйте в лошадку (поцокайте языками), в слона (вытяните губы вперед как хобот), в тигра (покажите все зубы в оскале). Все это поможет малышу говорить лучше и отчетливее, а вам – чаще слышать голос своего чада.
Что мешает развитию речи малыша:
– недостаток «живого» общения;
– неправильная (сленговая, примитивная) речь окружающих;
– просмотр телепередач;
– недостаток общей двигательной активности;
– отсутствие занятий для развития мелкой моторики.
Что помогает развитию речи:
– общая двигательная активность (бег, прыжки, наклоны, занятия танцами, гимнастикой);
– развитие тонких движений руки (аппликация, рисование, разнообразное нанизывание, создание поделок – особенно вместе со взрослыми и сопровождаемое разговорами);
– частое и продуктивное общение, когда хорошо видно лицо взрослого и его артикуляцию);
– литературная, четкая и небыстрая речь взрослых;
– совместное чтение, терпеливые ответы родителей на все «почему».
Журнал "Семь нянек"