Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Памятка родителям

Вернуться к списку статей

Памятка родителям

Уважаемые родители! Уважаемые коллеги!

Позвольте так обратиться к Вам, ибо Вы – первый и главный учитель, педагог – воспитатель Вашего малыша! Исследования последних лет убедительно доказали, что малыши обладают совершенно особой психикой. Это открытие указывает нам новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека. Разрешите поделиться с Вами своими размышлениями и идеями великих мыслителей и современных авторов, поделиться наработками, которые апробированы и оправданы на практике. Также мы хотим изложить свою точку зрения на развитие дошкольников, ибо только в единстве мы дадим нашим детям лучшие возможности, вырастим их свободной творческой личностью, способной к самосознанию, самопроявлению, самораскрытию своего внутреннего мира.

Есть две позиции отношения к развитию детей:

  1. Ребёнку нужно всё объяснить, рассказать, показать.
  2. Необходимо рассказать и показать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Педагоги нашего центра единодушны в выборе того подхода, который формирует самостоятельность, а не формирует лишь исполнительские способности, в связи с этим мы строим всю свою работу. Но цель будет достигнута только тогда, если мы с Вами будем единомышленниками.

Итак, некоторые педагогические правила, которых придерживаемся мы и которые следует постоянно придерживаться всем взрослым, общающимся и работающим с детьми:

  • Не обучайте детей так, как обучали Вас. Они родились в другое время.
  • Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям; при необходимости содействуйте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
  • Обращайтесь с ребенком, как со взрослым, который ждет от Вас взаимного доверия, уважения, понимания.
  • Давайте ему почувствовать, как его любят, как ждут от него успехов.
  • Смейтесь вместе с ним, веселитесь, играйте.
  • Проявляйте живой интерес к детским увлечениям, участвуйте в них.
  • Извинитесь перед ребенком, если по какой-либо причине допустили по отношению к нему бестактность.
  • Поощряйте в своем ребенке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.
  • Учите детей уважительно высказывать и доказывать свое мнение, спорить без крика, истерики, обиды.
  • Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, учите ребенка самостоятельно думать, размышлять.
  • Помогайте ребенку превзойти самого себя, не бойтесь ставить перед ним все более сложные задачи.
  • Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого, не взращивайте дух соперничества. Отмечайте «рост» ребенка над самим собой.

Выполняя приведенные правила и обогащая их собственными, Вы, тем самым, будете использовать принципы педагогики сотрудничества с Вашим ребенком или гуманную педагогику. Для этого нужен новый взгляд на личность ребенка, необходимо взрослому больше наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем.

М. Монтессори говорит: «Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать, чтобы его знать - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать - надо дать ему свободу». Сразу же, во избежание какого-либо непонимания, конкретизируем понятие «свобода», т. к. у некоторых это чаще всего ассоциируется с развязностью, недисциплинированностью. Вот что, в частности, вкладывает в это понятие М. Монтессори: «Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Обычно мы считаем ребёнка дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовывать своё поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу».

И действительно, наблюдать за ребенком, к примеру, насильно усаженного за парту, почти бессмысленно, потому что заметна лишь его усталость и быстрая потеря интереса к происходящему. Только когда ребенок занят важной для него деятельностью, можно увидеть, как проявляется и развивается его личность, а ведь развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать.

Путь развития ребёнка можно разделить на определённые этапы, которые чётко различаются между собой, и первый из них растянулся от рождения до 6 лет. Здесь очень полезно будет процитировать для осмысления фразу великого педагога-гуманиста современности Ш. А. Амонашвили: «Если после трёх лет ребёнок полон стремления к развитию, то после семи лет многое уже потеряно». Другими словами: младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития всех природных задатков в ребёнке (которых в каждом великое множество, уверяю Вас), в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Охарактеризуем этот период, т. к. каждый взрослый, находящийся рядом с ребёнком, обязан знать его особенности. Важно чётко понять, что образование в этом возрасте не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития, он происходит не благодаря восприятию детьми слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в активной окружающей среде, ведь только индивидуальная деятельность стимулирует и осуществляет развитие ребёнка.

Итак, в период от 0 до 3 лет малыш впитывает своё окружение через инстинктивное развитие чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Его разум без устали вбирает в себя все впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношение людей к нему (прежде всего родителей, братьев, сестёр). Ребёнок делает максимальное усилие в своём становлении как уникального, неповторимого создания.

В период от 3 до 6 лет ребёнка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хотел бы трогать предметы, которые он видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хотел бы много разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 3-6 лет способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш хотел бы сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять независимость от взрослого.

Перечислим основные сенситивные периоды дошкольного детства:

«Сенситивный период – это период особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности». ( Д. Сороков).

Период сенсорного развития (развитие органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и др.) длится в среднем от 0 до 5,5 лет.

Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет, период восприятия порядка длится от 0 до 3 лет, но наивысшей интенсивности его протекание наступает в среднем около 2- 2,5 лет.

Более полно об этих периодах особо поговорим в следующий раз, а сейчас несколько слов об очень важном сенситивном периоде -это развитие движений и действий, который длится в основном от 1 года до 4 лет. Важность его для общего развития ребёнка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции лёгких ребёнка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, воспитательные приёмы и методы, ограничивающие свободу ребёнка в этом возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребёнка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телепередач и пр.)

В связи с этим педагоги нашего центра строят работу таким образом, чтобы учитывать это естественное стремление ребёнка. Мы не строим процесс обучения на традиционной классно-урочной системе, а обогащаем окружающую ребёнка среду такими развивающими материалами, которые наиболее соответствуют его потребностям и побуждают его к само воспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путём, реализовать свою природу.

В удивительное время мы живем, век информационных технологий. Чудеса техники не устают радовать нас. Но не менее удивительно, что и образование и воспитание также пытаются «втиснуть» в этот технологический процесс. «Новые образовательные технологии» чаще всего построены на элементарной дрессировке. Она дает результат? Да! Можно научить 6-7летнего ребенка читать за 5-10 занятий, это не новость уже, а можно и раньше это сделать, лет в 5, например, только за периодом восторгов, к удивлению родителей, приходит следующий, на предложение почитать ребенок в лучшем случае откажется, а то и залезет под стол (увы, частая форма самозащиты) от бесцеремонного вторжения взрослых.

Природа не терпит насилия и иногда отвечает на него неврозами.

С другой стороны, если ребенок косвенно готовится к чтению определенной работой, то к 5 годам дети, как правило, начинают читать. Причем интерес нарастает лавинообразно, и нет необходимости проводить работу в начальной школе, по воспитанию интереса к чтению, он взращен естественным путем. (В следующий раз поговорим о развитии речи, обучении письму и чтению. Ждём Ваших вопросов).

Педагоги «ШКОЛЫ РАДОСТИ».

Приглашаем к диалогу мам и пап, бабушек и дедушек. Интересна Ваша точка зрения на развитие детей дошкольного возраста.

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Памятка родителям