![]() |
![]() |
|
Пожалуй, у каждого ребенка есть свой любимый мультфильм. Малыш пытается копировать главных героев, распевает на семейных торжествах песенки из мультиков, да и засыпает исключительно после очередного просмотра уже почти выученного наизусть фильма. Хорошо, если мультфильм призывает к дружбе и любви (помните знаменитую фразу кота Леопольда: «Ребята, давай жить дружно!»). А если это агрессивные «догонялки» и «стрелялки»? Чем может грозить увлечение такими сюжетами и как подобрать для карапуза «правильные» мультфильмы?
Каждому возрасту -- свое
-- Ко мне часто родители обращаются с просьбой: «Сделайте что-нибудь, мой ребенок такой агрессивный!» -- говорит психолог центра «Алиса» Елена НИКИТИНА. --
В процессе беседы выясняется, что нередко родители не уделяют внимания ребенку, а включают ему кассету с анимацией, чтобы он занимал себя сам. Как правило, негативно на психику малыша воздействуют мультфильмы, которые содержат агрессию либо не соответствуют возрасту малыша. Возрастные ограничения необходимо четко соблюдать.
Для детишек 3-5 лет сюжет должен быть очень простым, действия -- достаточно медленными, картинка -- яркой, без излишней фоновой загрузки. В качестве примера можно привести мультфильм про Винни-Пуха. 5-7-летним попробуйте предложить уже более сложный сюжет с фоновой заставкой -- они это воспримут адекватно. Но и в первом, и втором случае мультфильмы должны быть понятны детям, иначе у них пропадает интерес к просмотру.
Добро должно победить!
Один из самых важных моментов: в любом мультфильме добро должно побеждать зло! Если все происходит наоборот либо эта моральная установка из мультика не следует столь явно, у ребенка может возникнуть расхождение между тем, что ему говорят («Нужно быть добрым! Доброта всегда побеждает!»), и тем, что он видит на экране. В результате ребенок начинает вести себя подобно агрессивному герою мультфильма, которым все восхищаются или который добивается победы.
Если ребенку не понятна суть мультфильма, то нужно обязательно проговорить с ним спорные моменты, объяснить, почему, например, впоследствии плохой герой, исправившись, был принят в добрую компанию. Ведь о том, что такое прощение и умение давать второй шанс, ребенок тоже должен знать.
Всегда спрашивайте у своего сына или дочки: какой герой и почему ему понравился больше всего? Как он относится к его поступку? Как бы он сам поступил на его месте?
Обратите внимание также на время просмотра. Перед сном ребенок не должен сидеть перед телевизором. Ведь после того, как он посмотрит мультфильм, ему нужно время, чтобы понять увиденное, возможно даже обсудить, успокоиться от полученных впечатлений. А ведь уже время спать! В результате в кровать малыш отправляется взбудораженный, нервный, и как следствие, у него плохой сон, капризы на утро и агрессия, которая выливается либо в семье, либо в детском саду.
Синие мишки противоречат природе
Нужно соблюдать ограничения и по времени просмотра: у малышей зрительное восприятие еще не до конца сформировано, и 30 минут либо час -- для них слишком много. Лучше смотреть мультфильмы «порциями» -- например, дважды в день по 15 минут.
В России принято противопоставлять советские мультики зарубежным. Иногда противопоставление первых идет с явным негативом по отношению ко вторым.
-- Это не столь однозначно, -- считает Елена Викторовна. -- Речь идет всего лишь о разных традициях и разной культуре. С этой точки зрения нашим детям лучше смотреть отечественные мультфильмы. Ведь в них они встречают знакомых персонажей -- зайку, белочку, мишку. А в зарубежных мультфильмах ребенок может увидеть совсем уж незнакомых обитателей и не воспринимать их как реальных героев. Таким образом и сама ситуация в мультике может не восприниматься как реальная. И мораль -- «добро побеждает зло» -- окажется бесполезной. Ребенок ее просто не примет -- ведь она реализуется не в привычном для него мире!
Психологи, педагоги, врачи пришли к выводу, что на детское поведение и развитие неблагоприятно воздействуют такие сюжеты:
- мультфильмы с роботами-трансформерами;
- мультфильмы с героями из потустороннего мира (ребенок может отождествлять себя с ними и просто отрываться от реальности). Причем речь не идет о ролевом поведении, когда один персонаж переодевается в другого. Добряк Карлсон, пугающий воришек в одеянии из простыни, -- это вполне адекватный герой. А вот вампиреныши и прочие привидения -- уже из другого разряда;
- мультфильмы, где герои-животные отличаются о тех, что можно встретить в природе.
Например, синие мишки или зеленые обезьянки. Если малыш еще не видел этих зверушек вживую, в его сознании они вполне могут закрепиться именно в такой цветовой гамме, что потом создаст проблемы при столкновении с действительностью. Причем последнее касается в первую очередь рисованных мультфильмов. Практика показывает, что кукольных персонажей ребенок еще может воспринимать отстраненно, как игрушки.
Не ругайте фантазеров!
Многих родителей занимает вопрос: почему их ребенок с таким удовольствием смотрит именно мультики, поражающие своей агрессией?
Ответ прост: как правило, это мультфильмы с быстро меняющейся динамикой, яркой картинкой, звуковыми спецэффектами -- а все это способно привлечь интерес ребенка. Психологи советуют снижать уровень звука при просмотре или же пытаться переключать внимание малыша на другие мультики. Выключать телевизор на середине действа не рекомендуется -- это может как раз спровоцировать агрессию. К тому же запретный плод сладок, и именно этот мультик может оказаться для вашего крохи наиболее желанным.
Конечно, все дети разные и поэтому просмотренные мультфильмы на них воздействуют индивидуально. Легковозбудимых, нервных детей нужно оградить от шумных, чрезмерно динамичных мультфильмов, чтобы не усугублять эти черты его характера. Таким детям хорошо бы давать для просмотра фильмы и передачи с научно-познавательным уклоном. С любопытством, жаждой новизны и активностью они почерпнут в них много полезного -- это как раз та информация, которая может показаться им интересной. Если вы замечали за вашим ребенком склонность к излишнему фантазированию -- будьте внимательны! Если ребенок после просмотра мультфильма придумывает продолжение, создает новых героев, творит -- это замечательно! Но если он путает реальность и придуманный мир -- это уже хуже. Нужно объяснить ему разницу. Если малыш заигрался в какого-то героя, вообразив себя предводителем пиратов, причем украшает себя его атрибутикой, перенимает его мимику и откликается на его имя, главное -- не отчитывать ребенка, не выбрасывать его плащ или оружие, а попытаться понять, почему он выбрал именно этого персонажа. Иногда внешне спокойные дети частенько выбирают жестких, агрессивных героев, могущих позволить себе многое. Так они воплощают свои желания. В их понимании шалости совершают не они, а герои, в которых они наряжаются. Значит, и наказание за это не последует!
Если же ваш ребенок относится к той небольшой категории детей, которая совсем не смотрит мультфильмы, то тревожиться по этому поводу вовсе не стоит. Во-первых, просмотр мультиков -- это большая зрительная и интеллектуальная напряженность, возможно, ваш кроха к этому еще не готов или быстро устает. Дайте ему время! А во-вторых, лучше, если детям до трех лет мультфильмы заменит общение с родителями, прогулки, чтение вслух, рисование -- ведь вокруг так много интересного!
Алина Новгородцева
ВРЕЗКА:
Мульти-даты
Первые мультфильмы появились в России еще в 1911 году -- снимал их художник Владислав Старевич на студии Ханжонкова.
Уолт Дисней создал первый звуковой мультфильм «Пароходик Вили» в 1928 году. Первый цветной мультфильм «Цветы и деревья» -- в 1932 году.
Первый мультфильм о плюшевом мишке появился в 1909 году. Великий мультипликатор Уолт Дисней снял свой первый мультфильм о плюшевом мишке в 1924 году, а в 1975 году создал фильм о Винни-Пухе.