Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Так ли обязательны домашние задания. Равнодушным мамам и папам не читать.

Вернуться к списку статей

Так ли обязательны домашние задания. Равнодушным мамам и папам не читать.

Большинству родителей знакома ситуация: мама или папа приходят усталые с работы, а ребенок показывает дневник с двойкой. Не выполнил домашнее задание. Душу переполняют обида и раздражение. Ну вот, злой учитель снова испортил настроение на целый вечер. Ведь вместо любимого сериала или газеты придется просматривать учебник в поисках нужного упражнения или задачи, книги – в поисках необходимого стихотворения или информации для доклада. К тому же ребенок расстроен, он нервничает. И кто придумал эти домашние задания? Почему бы не отменить их, оставляя все уроки в стенах школы?!

Из истории вопроса

Первые упоминания о домашних заданиях относятся к эпохе Древнего Рима. Они встречаются в первом столетии нашей эры в произведениях Квинтилиана, учителя Плиния Младшего, по ораторскому искусству. В 16-17 веках на территории Украины и Белоруссии были образованы Братские школы, в уставах которых оговаривались задания, предполагающие самостоятельную работу дома. В 17 веке просветитель и педагог Ян Амос Каменский обосновал необходимость классно-урочной системы обучения. И с ее введением домашние задания стали обязательным элементом учебного процесса.

На протяжении 19-20 веков домашние задания оставались предметом дискуссий. Лев Толстой, например, отменил в своей Яснополянской школе домашние задания, назвав это времяпрепровождение «испорченным вечером ученика». Ушинский, наоборот, считал, что работа дома – одна из главных форм самостоятельной деятельности ученика.

В истории России был период, когда домашние задания официально отменили как буржуазный пережиток. Это случилось в 1017 году. Однако уже в 1923 их вернули, в связи с «недостаточностью знаний учащихся и понижением грамотности». А в правительственном постановлении от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывается на необходимость приучения детей к самостоятельной работе в школе и дома. Домашние задания пережили еще две волны споров: в 60-х и в 90-х годах прошлого столетия, во время очередных попыток реформировать систему образования.

Итак, исторический опыт показывает: домашние задания помогают достигать более высоких результатов в учебе, вырабатывать в ребенке умение самостоятельно трудиться и преодолевать трудности, находить нужную информацию. Для становления сознательной личности, способной к саморазвитию и самореализации, домашние задания просто необходимы как часть воспитательного процесса.

Их слишком много….

Справедливости ради надо признать, что программы, по которым учатся наши дети, сложные. Уже первокласснику предлагают дополнительные предметы: информатику, иностранный язык, риторику и т.п. Времени на уроки в школе и дома с каждым годом ученику приходится тратить все больше. Врачи сегодня бьют тревогу и говорят о том, что здоровьесберегающий подход должен лежать в основе любой учебной программы. Эту проблему поднял недавно президент Владимир Владимирович Путин, поставивший перед министерством образования задачу изменить ситуацию. Но пока суть да дело, пока новые программы только в стадии разработки, что мы, родители, можем предпринять? Можем ли помочь детям и облегчить их мучения?

Что-то, конечно, мы сделать можем.

Прежде всего, правильно организовать дома учебную работу. Заставлять быстрее садиться за уроки неэффективно. Каждый ребенок индивидуален. Со своими биоритмами, особенностями нервной системы, дополнительными занятиями. Поэтому учитывать все это просто необходимо. Перед тем как составлять режим дня для своего ребенка, родителям надо понаблюдать за своим учеником, определить, какое время наиболее удобно для занятий дома и только после этого составить режим дня, включив в него все процедуры, выполняемые чадом. Обязательно при этом продумать паузы отдыха, без них любая учеба неэффективна. Конечно же, в режим дня должны войти все дополнительные занятия в кружках и студиях.

А что делать со временем, которого всегда не хватает? Распределять практически по минутам. Особенно если вы развиваете способности дочки или сына в музыкальной или художественной школе, спортивной секции или в кружке «Умелые руки». Снова вернемся в прошлое. В 19 веке в правилах гимназистов дворянским чадам советовали вставать в 6.00, чтобы уже с 6.30 и до отправления в учебное заведение (до 8 – 8.30) можно было выполнить часть заданий. После возвращения из гимназии и обеда еще 2 часа следовало уделять подготовке уроков. Если ваш ребенок жаворонок, то такой режим вполне ему подойдет. У моего сына есть одноклассник. Он отлично учится, занимается в музыкальной школе. Иногда он доделывает домашние задания утром, перед выходом в школу. И это никак не отражается на качестве выполнения. Если же ребенок – сова, то час сна утром ему необходим для нормальной работы в течение дня. Значит, все задания лучше выполнить накануне.

Мне часто приходилось слышать от мам и пап, что ребенок так талантилив, что обходиться без музыкальной или спортивной школы он не может. Не зарывать же талант в землю?! Конечно, нет. Только неплохо помнить, что все подобные школы в своем названии имеют слова «дополнительное образование». Получить среднеспециальное или высшее образование человек может только при наличии Аттестата об общем среднем образовании. Выдают его только в общеобразовательном учреждении. А качество аттестата и его средний балл напрямую зависят от трудолюбия и ответственности детей и родителей с первых школьных дней. А значит, и от выполнения домашних заданий.

Это сухое слово «контроль»

Итак, соблюдать свой индивидуальный режим ребенку необходимо. Только так ученику хватит времени на школьные и дополнительные занятия, отдых и игры. Но надо постараться, чтобы за соблюдением режима было кому проследить. Если работает мама, это может быть любой другой человек, которому вы доверяете и кого знает ребенок. Например, бабушка, сердобольная соседка, няня. Если ваш ребенок уже вышел из возраста младшего школьника, то его самостоятельную работу дома днем вы обязательно должны проверить, вернувшись с работы вечером. Постоянно контролируя выполнение домашних заданий, вы поможете собственному ребенку учиться стабильно, получать положительные эмоции в школе, вы защитите его от ненужных переживаний по поводу двоек.

Кстати, это именно для родителей предназначены сборники домашних работ по различным предметам. А не для детей, как это многим кажется. Ведь большинство родителей имеют узкоспециальное образование, по 10-15 лет не соприкасались ни с химией, ни с алгеброй. Порой проверить решение задачи мама не может, так как забыла правила ее решения. С решебником она это сделает достаточно легко. А вот давать решебник, чтобы ребенок автоматически списал нужную задачу или упражнение, крайне нежелательно. Подсказки не развивают детское мышление, а наоборот его тормозят.

Как поступать со своим ребенком, конечно же, каждый родитель будет решать самостоятельно. Не забывать уроков истории и относиться к домашней работе как важной составляющей учебного и воспитательного процесса необходимо. Во взрослой жизни вашему ребенку предстоит практически все делать самостоятельно.

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Так ли обязательны домашние задания. Равнодушным мамам и папам не читать.