![]() |
![]() |
|
Каждому родителю приятно видеть в дневнике своего ребенка «пятерки». А что, если там появляются «удовлетворительно», которые совсем не удовлетворяют родителей и даже позорные «неуды»? Реакция на это понятна – ребенок получает хорошую порцию негатива и далеко не факт, что начинает из-за этого лучше учиться. Как реагировать на оценки и как пробудить у школьника мотивацию к учебе – на эти темы мы беседуем с психологом центра «Алиса» Еленой Никитиной.
Опять «двойка»?
-- Школьная мотивация складывается из нескольких составляющих, -- говорит Елена Викторовна. -- Это труд, ответственность, самостоятельность. Однако такие понятия как ответственность и самостоятельность у учеников первой ступени еще не сформированы. Школьное обучение – достаточно длительный процесс и если ребенок не видит мгновенного результата, он теряет интерес к предмету. Поэтому очень важно разбить учебный процесс на короткие этапы. Если ребенок не в силах настроиться на решение всего упражнения, поставить задачу — решить сначала один пример, потом другой и так далее. Необходимо, чтобы ребенок понял, что успех складывается из малого.
Еще один момент – как правило, родители воспринимают очень трагично плохие оценки детей потому, что рассматривают ребенка как продолжение себя и воспринимают его «двойку» как «двойку» самому себе. А нужно спросить себя: что изменится, если он получит двойку? Я стану его из-за этого меньше любить? Он из-за этого станет по-другому выглядеть? Не стоит нагнетать ситуацию! Относитесь к оценкам спокойнее, без эмоций. Просто проанализируйте сложившуюся ситуацию. Спросите его, почему ему этот предмет не нравится. Поговорите с учителем, спросите, в чем на его взгляд, проблема, что ребенок не успевает. Обсуждать с ребенком его неудачи тоже нужно аккуратно. Не говорите ему: «у тебя все плохо!» Лучше сказать, что «да, в учебном процессе у тебя не все получается».
Составьте грамотный распорядок
-- Очень часто ребенок не успевает, потому что ленится, -- продолжает Елена Викторовна.
-- Родителям нужно обязательно разобраться в причинах детской лени. Она может быть вызвана двумя причинами: усталостью и страхом неудачи. В первом случае нужно обеспечить ребенку хороший отдых – постарайтесь вместе с ним продумать план выполнения домашних заданий, расписать график так, чтобы между разными видами деятельности оставалось 15-20 мин. отдыха. У ребенка не должно создаться впечатление, что школа –это кабала. Позаботьтесь, чтобы в его распорядке дня было время и для игр с друзьями, и для прогулок на свежем отдыхе.
Со вторым случаем сложнее – ребенок боится, что у него ничего не получится. И это проявляется и в том, что он не хочет заниматься конкретно каким-то предметом. Бывает, что причина неуспеха кроется в совсем простых вещах – например, ребенок просто стесняется что-то переспросить и поэтому не понимает урока.
О чем еще нужно помнить?
О том, что успехи в школьных знаниях зависят и от общения и взаимопонимания ученика и учителя. Возможно, что ваш ребенок – подвижный и эмоциональный, а учитель – более спокойный и поэтому у школьника возникают сложности в восприятии информации. Ругать его за это, конечно, не стоит. Родителям нужно быть более внимательными при выборе учебного заведения и учитывать не только его статус, но то, с каким учителем будет общаться ребенок в начальной школе.
А зачем мне это надо?
Очень часто родители отдают ребенка в школу, следуя своим амбициям. И не всегда ученик соответствует заданной планке. Именно поэтому очень важно, чтобы перед школой ребенок прошел специальное тестирование, которое выявляет его способности.
Нередко ребенок плохо учится, потому что не понимает, зачем ему вообще нужны все эти знания. По его мнению, они никогда не пригодятся в жизни –а значит, зачем напрягаться?
Задача родителей на этом этапе все же показать ребенку практическое применение его знаний. Например, если ту научишься счету, то сможешь сам подсчитывать цены в магазине, если ты научишься читать, то тебе не нужно будет просить маму или бабушку. Осознание того, для его нужны школьные знания, у него появляется лишь в среднем звене, примерно после 12-13 лет. В идеале ребенка нужно готовить к школе заранее и в психологическом плане. Считать и писать он научится и там, важно – сформировать у него интерес к школе. Дети больше всего любят игру, но ведь любое школьное занятие можно в эту игру превратить. Например, написание букв – это ведь то же рисование кружочков и палочек. А когда ты занимаешься счетом, то можно представить, что ты считаешь бабочек.
-- Я бы не рекомендовала отдавать ребенка в школу раньше 7 лет, -- продолжает Елена Никитина. – Лучше пусть ребенок походит в подготовительный класс при школе, привыкнет к атмосфере и товарищам.
И в заключение хотелось бы дать главный совет: не забывайте хвалить вашего ребенка! Даже если вы привыкли к тому, что он всегда «зарабатывает» пятерки, а он вдруг приносит четверку, которая ему тяжело далась – обязательно похвалите его за это достижение! И еще никогда не сравнивайте его успехи с успехами других детей. Только –с его собственными!
Алина Новгородцева
А знаете ли вы, что по информации европейской ассоциации «Евроталант», до 50% детей, исключенных за неуспеваемость, составляют одаренные. Что, впрочем, подтверждает сама история.
«Он глуп и останется глупым…», говорили современники профессора о Вальтере Скотте. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен всю жизнь не мог освоить таблицу умножения.
Создатель периодической системы Дмитрий Иванович Менделеев несколько раз сдавал экзамены в университет и всякий раз «проваливался» на химии…
Автор «Обрыва» и «Обломова» Александр Николаевич Островский на втором курсе университета был оставлен на второй год, а университет так и не окончил, как и его коллеги по литературному цеху – Лермонтов, Некрасов, писатель Глеб Успенский.
Антон Павлович Чехов был оставлен на второй год в третьем классе… за отставание в словесности