Режим дня. Радость или огорчение
Наконец малыш «побежден». Он оказывается в детском саду. Мама быстро вталкивает ребенка в группу и убегает на работу. В чем же здесь причина? Почему у ребенка испортилось настроение? Возможно, конфликт начинался уже вечером, когда вы пришли из гостей, слишком поздно уложили его спать, и утром от обилия впечатлений и недосыпания, у него сдали нервы. А может, наслаждаясь вечерним сериалом, вы игнорировали своего малыша и «забыли» прочитать на ночь его любимую сказку?
А вот еще знакомая картина: воспитатель долго уговаривает ребенка съесть завтрак, но малыш упрямо твердит: «Не хочу. Я дома ел!». И не удивительно, что ближе к обеду ребенок становится рассеянным, невнимательным и не может ни на чем сосредоточиться. Конечно, вы хорошо знаете своего малыша и, чуть-чуть подумав, поймете, в чем же дело.
Оказывается самая главная причина в этих ситуациях одна: несоблюдение режима дня дома.
Для того чтобы экономить нервную энергию ребенка, необходимо формировать у него условную систему рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности. Эти условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно.
Поэтому помните: для сохранения физического и психического здоровья детей важно соблюдение режима дня в детском саду и поддержание его дома. Чередование в течение дня разных видов деятельности – бодрствования, отдыха, достаточно активной деятельности, максимального пребывания на свежем воздухе, своевременного и рационального питания, систематического закаливания: вот комплекс условий, необходимых для правильной организации режима дня дома.
При этом важно учитывать, что у детей дошкольного возраста сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Они не могут быстро начать или затормозить какое-то действие. Нельзя от них требовать быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и ложись спать!». Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ваш малыш мог подготовиться и постепенно перейти к ней: «Скоро будем ложиться спать, убирай игрушки. Уложи мишку в кровать. Молодец! А теперь собери кубики в коробку…».
Если у вашего ребенка резко нарушается поведение, он капризничает, отказывается выполнять привычные для него действия, или, наоборот, становится вялым и безразличным к окружающему, то это значит, что его нервная система перешла в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Изменение возбудимости чаще всего и является следствием нарушения режима дня дома или результатом ошибок воспитания.
Правильно организованный режим дня будет способствовать бодрому и активному поведению. Ваш малыш будет подвижен, живо интересоваться всем, происходящим вокруг, охотно вступать в общение со взрослыми, с увлечением играть самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполнять ваши требования и, самое главное, вы предотвратите возникновение многих конфликтных ситуаций и лучше поймете настроение сына или дочери.
Показатели правильно составленного режима дня:
- Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т. д.);
- Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому;
- У ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
- Малыш активно принимает участие во всех режимных процессах.
Вместе с этим мы подготовим малыша к следующей социальной ступеньке – учебе в школе, где режим также является главной составляющей успешного овладения знаниями.
Здоровье и успешность ваших малышей в ваших руках!
Шершнева Анита Владимировна,
педагог-дошкольник высшей квалификационной категории,
лауреат конкурса «Учитель года-2008»,
награждена нагрудным знаком «За усердие и пользу»,
школа семьи
«МАМОЧКА»
Назад к списку статей