Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи От рождения до полугода

Вернуться к списку статей

От рождения до полугода

Укрепляем мышцы

Играя или беседуя с ребенком, родители дают ему ощущение любви, близости, понимания. А еще это способ познания мира. Вскоре малыш будет пытаться повторять за папой и мамой звуки и движения губ, начнет улыбаться в ответ. Заниматься игровым развитием ребенка можно в любой момент, когда он не спит – во время прогулок, одевания, кормления, купания. Совсем маленьким детишкам, грудничкам, очень нравится, когда их кладут животиком вниз к маме (или папе) на живот и одновременно гладят по спинке: это прекрасная возможность для малыша потренировать мышцы головы и шеи. А если ребенок лежит на спинке, попробуйте вложить ему в ручки свои пальцы и слегка потянуть на себя. Малыш попытается приподняться, благодаря чему у него будут укрепляться мышцы шеи, спины, рук.
После 2 месяцев можно начинать учить ребенка выполнять определенные движения по слову взрослого. Например, «ладушки», «до свидания», «дай». Покажите ему, как это делать, подкрепляя слова соответствующим жестом или выполняя нужные действия руками малыша, взяв их в свои.
Хватательный рефлекс младенцев можно использовать для обучения перекладыванию игрушки из руки в руку. Протяните ребенку игрушку, удобную для захвата, например небольшую погремушку, яркое колечко, – малыш крепко сожмет ее пальчиками. Затем в ту же руку предложите взять еще одну игрушку. Сначала ребенок, скорее всего, уронит первую и попытается взять вторую игрушку. Соедините ручки малыша так, чтобы он попробовал перехватить игрушку другой рукой. Если же он взял игрушки в обе ручки, покажите, как постучать ими друг о друга.
Другая игра использует рефлекс ползания – ребенка переворачивают на животик, а перед ним на расстоянии вытянутой руки кладут игрушку. Малыш обязательно постарается доползти до нее и продвинется вперед. Для 4-месячных детей игру можно усложнить. Когда ребенок уже готов схватить игрушку, накройте ее платочком и скажите: «Мишка спрятался. Мишка, ты где?» Если малыш не поймет, куда делась игрушка, и не потянется за ней, нужно достать ее из-под платочка: «Вот он, Мишка!» А если ребенок сам достанет игрушку, обязательно похвалите его: «Ай да молодец, Мишку нашел!»

Играем голосом

Разговаривая с младенцем, рекомендуется «играть голосом», меняя его громкость, интонацию, тембр – это послужит более быстрому речевому развитию ребенка.
Общайтесь с малышом на его языке. Глядя ему в глаза, некоторое время произносите какой-либо гортанный звук, например «га-га-га». Дождитесь, пока ребенок попытается вам ответить, затем повторите звук, который он произнес, и снова послушайте, что вам ответят. Даже если малыш ничего не «говорит», дайте ему время для ответа. А затем нараспев опять произнесите простые слоги, например «ба-ба-ба» – вскоре ребенок непременно начнет повторять за вами. Подобные игры позволят ему подготовиться к своему первому слову.
Старайтесь использовать в играх потешки, приговорки, стишки. Благодаря им ребенок постепенно узнает, что у него есть глазки, носик, ушки, разные части тела. Осмысление своего телесного «я» необходимо для нормального умственного и личностного развития малыша. Легко запоминающиеся тексты потешек, пальчиковых игр мама может придумывать сама или поискать в книжках, вот несколько примеров:
Пробуждение:
Здравствуйте, глазки
Вы проснулись глазки?
Здравствуйте, ушки
Вы проснулись ушки?
Здравствуй, носик
Ты проснулся носик?
Здравствуй, ротик
Ты проснулся ротик?
Здравствуйте, ручки
Вы проснулись ручки?
Здравствуйте, ножки
Вы проснулись ножки?
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают,
Мы проснулись! (3р)
Маме с папой улыбнулись!

Одевание:
А где наши пальчики?
Вот они пальчики!
Пальчики-зайчики
Пошли-пошли,
Рукавчик нашли!
Спрятались-укрылись.
Показались, появились!
 
А где наши штанишки,
Штанишки для малышки?
Надену я штанишки,
Штанишки на малышку!
Ножку правую согнули,
Просунули. Натянули!
Ножку левую согнули,
Просунули. Натянули!
Попу приподняли, натянули.
Ох, устали! Отдохнули!
 
А где наши сапожки?
Сапожки на ножки?
Ножку правую обули,
Сбоку молнию застегнули.
Ножку левую обули,
Сбоку молнию застегнули.
На пол их поставили
И гулять отправили!
 
Очень полезен в этот период массаж пальчиков. Обязательно играйте с ребенком в простейшие пальчиковые игры, вроде «сороки-белобоки» – мелкая моторика теснейшим образом связана с развитием мозга.

Окружающий мир

После еды маленьких детей берут на руки и держат вертикально, чтобы они смогли срыгнуть – избавиться от лишнего воздуха, захваченного с едой. Используя это время, старайтесь знакомить малыша с окружающим миром. Поносите его немного по комнате, опишите предметы, которые находятся в ней. Такое общение очень полезно. На прогулке не возите малыша в коляске молча, когда он бодрствует – рассказывайте ему обо всем, что видите и слышите.
Волшебная вещь для ребенка – зеркало. С его помощью можно привлекать внимание к окружающим и самому себе. Подойдите с малышом к зеркалу, постучите по его поверхности: «Привет!» – и помашите рукой: «Тут Ванечка, и там Ванечка».
Важно, чтобы взрослые учили соотносить произносимое слово с тем человеком или предметом, которое это слово обозначает. Например, спросив у малыша: «Где папа?» – обязательно укажите рукой: «Вот он, папа!» Можно искать предметы, которые находятся всегда в одном и том же месте, например «А где у нас часы?»
Не забывайте о музыке – специалисты считают, что лучше всего для развития малыша подходят мелодичные классические произведения, а вот однообразный ритм и громкое звучание ударных тормозят его развитие.


Главные правила

Дорогие взрослые! Обязательно играйте с ребенком.. Самостоятельно он не сможет научиться ни во что играть, даже если у него будут самые красивые мобили, погремушки и неваляшки.

Мобили. Поле зрения младенца довольно ограниченное, и игрушки рекомендуется подвешивать в кроватке так, чтобы они находились у него прямо перед глазами над грудью – на расстоянии около 40 см от лица. Желательно менять подвески каждые 2-3 дня, пока они не надоели малышу. Время от времени покачивайте игрушки, в этом случае ребенок сможет следить за их перемещением.
Погремушки. Подойдут любые – с ручкой в виде колечка, палочки, шарика. С разным звучанием – громкие, тихие, гремящие, шуршащие, пищащие. Разнообразные по форме и размеру, из разного материала – резины, пластмассы, дерева, ткани. Если малыш еще не может взять игрушку самостоятельно, вложите ее в руку ребенка.
Пищащие резиновые игрушки очень привлекательны для малыша. Возьмите пищащую игрушку, предварительно проверив, не испугается ли он резкого звука, вложите ее в руку ребенка, помоги сдавить игрушку. Неожиданный звук позволит маленькому человеку лучше почувствовать свою руку.
Плавающие игрушки, удобные для захвата, отлично развивают зрительно-моторную координацию. Схватить плывущую игрушку трудно, поскольку она не стоит на месте, а норовит ускользнуть.
Кукла-неваляшка – замечательная игрушка для развития слуха и движений. Располагая неваляшку с разных сторон от малыша, покачивайте ее так, чтобы она слегка звенела. Дождитесь, пока ребенок повернет голову или повернется сам в сторону игрушки. Когда малыш лежит на животе, поставьте неваляшку на расстоянии его вытянутой руки. Он непременно потянется за яркой игрушкой и покачнет ее, а услышав звук, замрет от удивления. Со временем ребенок научится толкать игрушку cознательно.
Для развития зрительно-моторной координации привлекайте внимание малыша к его рукам и ногам, так он быстрее научится ими управлять. Для этого полезно надевать на них яркие манжеты, браслеты.
Обязательно играйте с ребенком в игрушки, которые для него приобретаете. Самостоятельно он не сможет научиться ни во что играть, даже если у него будут самые красивые мобили, погремушки и неваляшки.
Нина Бурова, психолог
Журнал Хочу ребенка!

Назад к списку статей


Главная страница Статьи От рождения до полугода