Что должен уметь ребенок в 2–3 месяца?
За 2-й месяц малыш прибавит в весе в среднем 750–850 г; подрастет примерно на 3 см.
За 3-й месяц малыш прибавит в весе в среднем 750–850 г; подрастет примерно на 3 см.
К концу 2-го месяца должен
- Сосредоточивать взгляд на лице мамы и игрушках.
- Хорошо держать голову в вертикальном положении.
- Несколько секунд удерживать голову лежа на животе.
- Активно двигать ножками и ручками.
- Начинать гулить.
- Быстро отвечать улыбкой на вашу улыбку, прикосновение или ласковые слова.
К концу 3-го месяца должен
- Следить за движущимися предметами и долго сосредоточивать взгляд на неподвижных.
- Поворачивать голову к источнику звука.
- Уверенно держать голову лежа на животе.
- Переворачиваться со спины на живот (возможно, только в одну сторону).
- Хорошо делать упор ножками в вертикальном и горизонтальном положении.
- Тянуться к игрушкам.
- Певуче гулить.
Любит
- Свободу движений и комфорт (эта любовь остается у человека на всю жизнь).
Ласковый теплый голос мамы (это его успокаивает).
- Исследовать собственное тело и совершать интересные открытия: оказывается, рука может хватать, толкать, качать, губы — удержать соску или грудь, когда их хотят забрать, а лужу устраивает то невидимое, что находится между ног, и т. п.
- Разнообразные картинки внешнего мира. Малышу интересно взглянуть на улицу с балкона, наблюдать во время прогулки за прохожими, машинами, деревьями... Обилие впечатлений быстро утомляет ребенка (именно поэтому он засыпает), но мир
не познаешь, уткнувшись носом в мамину грудь или глядя в потолок коляски!
- Простые и веселые игры: «Идет коза рогатая…», «Сорока», «В ямку бух!», прятки.
- Находить источники света, различных звуков и человеческой речи. Помогайте малышу подсказками: ему еще не всегда легко обнаружить их самостоятельно.
Не любит
- Всего того, чего боится мама или тот, кто ее заменяет.
Ребенок копирует и даже гиперболизирует страхи взрослых (это сохранится до 5–6 лет).
- Очень людных мест с большим разнообразием звуков и запахов (рынки, вокзалы, парки развлечений).
Резкие, грубые звуки, оклики (это его обижает).
- Ограничений движений. Ребенок настойчиво может десятки раз повторять удавшееся ему па, как бы наслаждаясь успехом. Даже если вам кажется, что малыш уже выдохся и ему надо дать передохнуть, подождите, пока он сам подаст сигнал:
хочу отдыха, перекуса и т.п.
Советы родителям
- Ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. Если он будет смотреть на него так долго и часто, как хочет, то через несколько месяцев вы поразитесь тому, как малыш умеет «считывать» с лица малейшие оттенки вашего настроения.
- Кроха начинает осваивать речь, и, даже если ваш малыш — из молчунов, вы должны говорить постоянно, комментируя все, что делаете с ним («берем ножку правую, одеваем носочек…») или сами (это поможет ребенку спокойнее пережить вашу отлучку на кухню, в ванную и т. д.). Постоянно говорите с ребенком — это залог своевременного развития собственной речи малыша.
- Учитесь говорить «МОЖНО здесь, с этим, так…» вместо «НЕЛЬЗЯ!», но не ждите, что малыш это запомнит даже после двадцатого повторения. Важна на самом деле интонация: дети стараются повторить то, на что мама реагирует ласковыми и нежными словами.
- Пора следить за тем, какие разговоры ведете при ребенке: он начинает понимать речь взрослых. И кстати, по той же причине не обсуждайте проблемы малыша в его присутствии. Он неосознанно может помочь вам забыть эти проблемы, переключив родительское внимание, например, на свою внезапную болезнь.
- Малыш пробует «управлять» родителями, то есть улавливает различные явления своей жизни и соотносит их с тем, что было до и происходит после. Например, «было мокро — плачу — пришла мама — стало сухо». Если такая цепочка приводит к желаемому результату, у ребенка вырабатывается условный рефлекс. Вот почему важно удовлетворять потребности грудничка, не дожидаясь крика. Иначе он решит, что плач — единственный способ добиться своего.
- Задаетесь вопросом, почему одних родственников малыш любит, а других — нет? Ответ прост: ребенок уже хорошо различает интонации голоса — теперь мир для него состоит из людей приятных и неприятных. При этом не важно, как конкретный человек относится к малышу. Голос — вот пропуск к принятию ребенком. Если ему нравится голос, кроха оживляется, улыбается. Нет — остается равнодушен или даже плачет.
- В большинстве случаев сон рядом с мамой — это возможность для малыша продлить ощущение безопасности и спокойствия. Однако далеко не все дети желают быть так близко к маме, с которой они уже прожили 9 месяцев в полном слиянии тел. Такие малыши легче других адаптируются к жизни вне маминого тела и поэтому с удовольствием спят в собственной кроватке. Им вполне достаточно того, что мама сидит рядом, пока засыпаешь, гладит, обнимает, а если вдруг проснешься — придет по первому зову.... Таким младенцам не нравится быть физически стесненными (а сон рядом с мамой волей-неволей ограничивает свободу движений карапуза). Бывают еще и чрезвычайно общительные груднички, которые в присутствии взрослых испытывают такой эмоциональный подъем (у врачей это называется «комплекс оживления»), что им просто не до сна: «Даешь общение!». Возбуждение проходит, только когда «собеседник» пропадает из поля зрения: взрослый выходит из комнаты, и ребенок мгновенно засыпает.
Наконец, учтите то, что малыш в первую очередь нуждается в выспавшейся маме. Поэтому спите так, как больше нравится ВАМ. И не надо мучиться чувством вины. Совместный сон — это хорошо, но зацикливаться на нем не стоит. Есть масса других способов помочь ребенку ощущать безопасность жизни и надежность родителей.
И. В. Вшивкова, семейный психотерапевт
перинатальный психолог клиники «Семья с плюсом»
(г. Москва)
пособие
«СУПЕРМАМА»
Назад к списку статей