Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 393
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 9864
Главная страница Статьи Что должен уметь ребенок в 10–12 месяцев?

Вернуться к списку статей

Что должен уметь ребенок в 10–12 месяцев?

За 10-й месяц малыш прибавит в весе в среднем 400–500 г; подрастет примерно на 1,5–2 см.
За 11-й месяц малыш прибавит в весе в среднем 350–450 г; подрастет примерно на 1,5 см.
За 12-й месяц малыш прибавит в весе в среднем 300–400 г (до 10–11 кг); подрастет примерно на 1,5 см (до 75 см).
К концу 10-го месяца должен
  • Подтягиваться и вставать на ножки, держась за кроватку.
  • Делать шажки на месте и вбок, держась за опору.
  • Повторять за взрослым новые слоги.
  • Голосом и жестами сигнализировать о своих нуждах.
  • Показывать пальчиком на то, чего ему хочется.
  • Произносить первые лепетные слова («ма-ма», «тя-тя», «ба-ба»).
К концу 11-го месяца должен
  • Легко вставать и нагибаться.
  • Самостоятельно стоять.
  • Ходить боком, держась за кроватку, и вперед, опираясь на руки взрослого.
  • Складывать пирамидку с большими кольцами.
  • Показывать части своего или чужого лица и тела (носик, глазик и т. д.).
  • Говорить «дай», «на» и т. д.
  • Останавливаться при слове «нельзя».
К году должен
  • Активно передвигаться по дому, держась за стены и мебель.
  • Самостоятельно делать несколько шагов.
  • Повторять или имитировать действие, которое вызывает смех окружающих (например, корчить забавную гримасу).
  • Махать головой в знак отрицания или несогласия и ручкой — в знак прощания.
  • Понимать названия нескольких предметов, действий, имена взрослых.
  • По просьбе взрослого выполнять разученные действия с сюжетными игрушками («покачай лялю», «покажи у кисы глазки»).
  • Выполнять простые поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи на место» и т. д.
  • Легко подражать новым слогам и произносить 6–10 облегченных слов (например, «па-па», «ням-ням» и т. д.).
Любит
  • Делать, как мама и папа, все, что смог подсмотреть («укладывать волосы», «брить щечки»...).
  • Играть с водой (не путать с «купаться»).
  • Играть с мячом (поверьте: для вас это будет отдых — катать мяч друг другу).
  • Танцевать, слушать музыку.
  • «Читать», листая страницы любой книжки, которую найдет.
  • Держась за перила, подниматься на лесенку или горку и сходить с нее (если есть возможность, позвольте малышу заниматься этим полезным делом столько, сколько ему хочется).
  • Искать на фотографиях знакомых людей (совет: заламинируйте особо любимые и подарите маленькому члену семьи).
  • Играть в игру «Ты пришла? А меня нет!»: малыш зовет маму и прячется, а когда она появляется, он громко смеется. Для вас забава эта может быть весьма утомительной, но ребенок от нее получает огромное удовольствие.
Не любит
  • Ложиться спать.
  • Незнакомые места, запахи и новые правила.
  • Когда ругают, наказывают или просто строго смотрят.
  • От обиды может начать плакать чрезвычайно громко.
  • Слово «нельзя», хотя и прекращает делать то, что запрещают.
  • Быть в одиночестве: занимать себя сам, безропотно сидеть в ожидании, когда мама закончит какие-то домашние дела и наконец-таки поиграет с ним.
  • Когда взрослые требуют общения в неподходящее время — карапуз уже может желать или не желать общения в данный момент.
  • Когда не дают все делать той рукой, которой удобно (предпочтение рук уже явно в этом возрасте).
Советы родителям
  • Навыки имитации голоса, мимики, поз становятся уже более осознанными и целенаправленными, так что следите за тем, чтобы ваши примеры были достойны подражания: вы каждую секунду «лепите» будущую личность ребенка. Вредные привычки взрослых он сейчас впитывает, как губка, и надолго.
  • Самыми интересными местами для крохи стали туалетная и ванная комнаты. И это понятно: трубы, туалетная бумага, журчащая вода, замечательное приспособление, куда можно что-нибудь бросить или где можно поболтать руками… Лучше держите эти комнаты закрытыми или ходите в них на экскурсии вместе с малышом.
  • Ребенок уже научился хорошо сидеть, и вы можете начать приучать его к горшку. Если вы приблизительно знаете время, когда малыш делает «свои дела», то посадите его на теплый горшок незадолго до этого. Можно открыть кран, чтобы потекла вода. Положение сидя, ваше поощрение звуками «а-а-а», давление горшка на ягодицы, звук воды стимулируют дефекацию. Только не отвлекайте чадо игрушками или пищей. В случае неудачи не расстраивайтесь и не ругайте кроху. Если же все получилось, похвалите и радуйтесь содержимому. Карапуз запомнит, что маме почему-то нравится то, что оказалось в горшке, и будет стараться для вас повторить это. Только помните: на 100% контролировать естественные отправления ребенок может только после 3 лет.
  • Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают малышам ощутить свою силу и власть над вещами. К тому же это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе. Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать (мягкую игрушку, машинку, коробку и т. п.), и со словами: «Раз, два, три — толкаем!» — толкните один из них вперед. Предложите карапузу повторить за вами действие с другой игрушкой (считать, разумеется, придется вам). Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» («три»), значит, игра ему пришлась по душе.
  • Согласно всем теориям развития, к году у малыша формируется понимание, что исчезнувшая (вышедшая из комнаты) мама исчезла не навсегда. Если раньше вам, скорее всего, часто приходилось выслушивать явное недовольство тем, что вы покинули комнату, и лететь бегом, чтобы предупредить ор, то сейчас ребенок в общем-то и звать стал совсем другим, спокойным, тоном, даже когда потребность в маме возникает ночью. Просто теперь малыш знает: если он не видит маму — это еще не значит, что ее нет вообще — и больше верит в то, что вы вернетесь (если, конечно, вы всегда отзываетесь хотя бы голосом на его призыв). Используйте этот новый навык крохи, однако не думайте, что теперь малыш вас «отпустит». До этого еще ой как далеко!
  • У крохи появляются явные симпатии и антипатии к определенным людям, блюдам, игрушкам. Присмотритесь к тому, чего ребенок не любит, — возможно, есть обоснованные причины для такого отношения, но малыш пока не может вам о них сказать.
  • Первые шаги, как правило, в чем-то болезненны. Не обходится без падений, царапин, шишек на голове. Никогда не «распускайте нюни», потому что можете воспитать плаксу, какого мир не видел. Если малыш упал, сделайте вид, что ничего не случилось, и переключите его внимание на другую, интересную для карапуза тему. Поощряйте ребенка к ходьбе, но ни в коем случае не принуждайте! Некоторые дети одновременно начинают ходить и говорить. Тогда они концентрируются на чем-то одном, например речи, а ходить учатся, соответственно, немного медленнее.
  • Если ребенок все еще молчит, не волнуйтесь. Сейчас более интенсивно развивается «пассивная» речь: малыш покажет всех членов семьи, друзей и даже соседей, когда ему назовут соответствующее имя, укажет на любой знакомый ему предмет и продемонстрирует действие, которое вы предложите. Активно общаться он может начать значительно позже.
  • Вы недовольны показателями физического роста ребенка, вам кажется, что есть проблемы? Возможно, и так, но, прежде чем бежать к врачам, взгляните на себя, мужа, родителей. Ведь малыш — это сочетание всех ваших семейных конституционных особенностей. Поинтересуйтесь у своих родителей, не были ли вы такими же на свой первый день рождения? А сколько было у вас зубов в этом возрасте? А волос?
  • Вы не можете ускорить рост и развитие ребенка. Развитие требует времени. Не торопитесь и не торопите! Сравнивайте достижения малыша с его собственными, а не с успехами соседского карапуза.
  • Ребенка нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства, как бы это ни было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый кризис первого года как раз связан с недостаточностью двигательной активности и «сенсорным голодом» (то есть отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми). Природа заложила в карапуза бесконечную потребность в движении, в действиях с предметами, в изучении их свойств — словом, во всестороннем познании мира. Не мешайте ей! Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года — явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослыми. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью; хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Если мама и папа знают, чем и как заниматься с ребенком, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, — в их жизни все будет в порядке. И никакой кризис им не страшен.
Внимание!
Стоит посетить невропатолога и перинатального психолога, если ваш малыш:
  • активно проявляет упрямство, настырность, непослушание, капризность, постоянно требует повышенного внимания и ваши родительские навыки уже не помогают со всем этим справляться;
  • очень чувствителен к критике: в ответ даже на справедливые и корректные замечания следует обида, недовольство и агрессия;
  • беспрерывно онанирует;
  • не умеет имитировать звуки и жесты;
  • не имеет любимых игрушек и занятий;
  • никогда не демонстрирует признаков недовольства при столкновении с незнакомыми людьми;
  • постоянно пребывает в апатии и плохом настроении.
И. В. Вшивкова, семейный психотерапевт
перинатальный психолог клиники «Семья с плюсом» (г. Москва)
пособие «СУПЕРМАМА»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Что должен уметь ребенок в 10–12 месяцев?