Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 393
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 9864
Главная страница Статьи Что должен уметь ребенок в 1,5–2 года?

Вернуться к списку статей

Что должен уметь ребенок в 1,5–2 года?

К 2 годам малыш прибавит в весе в среднем 1 кг; подрастет примерно на 5–6 см.

К 2 годам должен

  • Самостоятельно есть.
  • Частично одеваться (надевать шапку, обувь без шнурков).
  • Регулировать отправление физиологических потребностей (проситься на горшок).
  • Подниматься и спускаться по лестнице с поддержкой или даже без нее.
  • Разбирать и складывать пирамидку с учетом величины колец.
  • Проводить вертикальные, горизонтальные линии и рисовать нечто похожее на круг.
  • Делать первые обобщения (например, показывать всех животных на картинке).
  • Задавать первые вопросы («что это?» и «кто это?») и пробовать вступать в диалоги (девочки эти навыки часто осваивают раньше, но к трем годам мальчики догоняют девочек).

Любит

  • Играть в сценарные игры.
  • Читать наизусть детские (и недетские) стихи, слушать одни и те же сказки и стишки по сто раз подряд (читайте, пока есть силы, а потом включайте магнитофон).
  • Танцевать и петь свои любимые песни.
  • Рисовать каракули карандашами, фломастерами и пальцами с кетчупом.
  • Переворачивать страницы книг и журналов.
  • Показывать, где у него нос, глаза, рот, пуп и даже щитовидная железа (если его научить, разумеется).
  • Пинать и бросать мячик.
  • Включать всю технику в доме, до которой может дотянуться.
  • Выполнять сложные просьбы родителей (не скупитесь на них, даже если малыш принесет вместо целой четверть газеты).

Не любит

  • Погоду, при которой нельзя делать на улице все, что хочется (лужи, грязь и т. д.).
  • Когда в сказках разбивается яичко, съедают колобка или когда маме делают уколы (сочувствовать малыш уже научился).

Советы родителям

  • Теперь ваш ребенок представляет собой крайне любознательное и забавное существо с почти сформировавшимся характером и претензией на полную самодостаточность. Он в ней, по крайней мере, ни на йоту не сомневается! Да и почему, собственно, сомневаться-то? Малыш может легко преодолеть любые барьеры — мало мест в доме остаются для него недосягаемыми. Сейчас кроха очень нуждается в пространстве для хождения, беганья и лазания и во внимательных и неленивых родителях — обеспечьте ему это.
  • Любознательность и любопытство настолько захватывают кроху, что можно однозначно утверждать, что в вашей семье появился маленький «почемучка». В ответ на нескончаемые вопросы «что это?», «как это называется?» и т. д. стоит не только называть вещь, но и показывать ребенку, как правильно ею пользоваться.
  • Если малыш ошибается в построении комбинации слов, исправляйте полностью всю фразу, которую он сказал, а не отдельное слово. Таким образом вы помогаете ему сформировать понимание того, как правильно строить предложения.
  • Теперь крохе уже не нужно по-разному пробовать решить поставленную задачу: некоторые решения будут приходить интуитивно, радуя как маленького «первооткрывателя», так и вас. А что ценнее всего — ребенок будет находить свой собственный способ, то есть добиваться цели, не подражая действиям взрослого, а совершая самое настоящее открытие.
  • Следите за своими словами. Абсолютно все услышанное дома и в гостях малыш «мотает на ус» и потом использует в подходящие, по его мнению, моменты. Услышав, как вы в сердцах сказали, что лучше бы дедушка помолчал, карапуз ему завтра объявит: «Не буду тебя слушать — мама сказала, чтоб ты молчал!» Помните: если раньше слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действие ребенка, то теперь малыш начинает осмысливать сказанное вами.
  • Пусть вас не пугает неравномерность психического развития ребенка (к примеру, говорит как трехлетний, а одевается хуже двухлетки). Со временем все выровняется.
  • Ваш малыш до сих пор не расстается с соской? Первое, что надо четко усвоить родителям: потребность в сосании у ребенка сохраняется до двух лет, а иногда и дольше. Во-вторых, понять, что, если ребенок берет соску перед сном или утром, когда мама уходит на работу и приходит няня, или в другие сложные моменты его детской жизни, то это НОРМАЛЬНО: сосание помогает ему пережить волнение, которое он испытывает здесь и сейчас, оно быстро приводит нервную систему и взрослого, и ребенка в состояние спокойствия и умиротворения (или хотя бы уравновешенности). Так что позвольте это крохе, ведь и у вас есть свои вредные привычки, которые помогают снять напряжение. К тому же без соски ваш ребенок, скорее всего, будет искать другие способы успокоения: дергать мочки ушей, грызть ногти, теребить волосы и т. д. Насильно отучать вредно! Фактически все дети, которые в полной мере получают все виды внимания от мамы и других родственников, САМИ бросают соску, но в тот момент, когда они к этому готовы (один — уже в год, а другой — лишь к двум с половиной). Задача родителей, в основном мамы, заметить эту готовность и воспользоваться подходящим случаем.
Однако может быть и другая ситуация: двухлетний ребенок ходит буквально круглые сутки с соской во рту. Тут стоит задуматься: а что замещает соской ваш малыш, чего он лишен и в чем его проблемы? Постарайтесь разобраться в этом и дать ребенку то, что заменяет ему соска. Честно ответьте сами себе на следующие вопросы:
  • достаточно ли вы общаетесь с ребенком, уделяете ли вы ему внимание, когда он просит об этом, или ваше взаимодействие связано исключительно с физическим уходом и контролем, чтоб «никуда не влез да ничего не натворил»?
  • получает ли малыш в избытке ласку и родительское тепло, в которых нуждается?
  • не слишком ли многого вы от него требуете и не слишком ли строго наказываете за проступки?
  • а может, напротив, чрезмерно опекаете и не даете ни капли самостоятельности?
Найдите свои родительские промахи, сделайте жизнь малыша немного счастливее — и соска перестанет быть его главной радостью и утешением.
Эти полгода жизни малыша — самое подходящее время для первого визита к парикмахеру. Разумеется, есть мамы, которые предпочитают сами приводить шевелюру сына или дочки в порядок, но многие все-таки считают важным довериться профессионалу. Имейте в виду: сейчас вам придется выбрать стандарт, которому будете следовать и дальше. Ведь дети в этом возрасте очень чувствительны к новому, поэтому смена мастера крайне нежелательна. У каждого парикмахера свои правила «действа», свои подходы к маленьким клиентам. Самые дальновидные родители начинают готовить ребенка к первому походу в салон заранее: обсуждают его будущий новый облик, рассказывают о том, как ходят к парикмахеру сами и даже берут «на экскурсию» к своему мастеру.

Двухлетие — это действительно повод первый раз собрать в доме гостей-детей. День рождения получится интересным и веселым, если соблюсти простые правила:

  1. Приглашенных малышей должно быть не более 2–3 (есть, кстати, универсальное для любого дня рождения правило: возраст + 1 = количество гостей-детей).
  2. Праздничное угощение должно быть реально детским и именно угощением, а не обедом, но строго с учетом диеты всех приглашенных.
  3. Развлечения лучше придумать заранее, но такие, которые не требуют от детей проявления инициативы (2 года — это возраст, когда многие карапузы начинают стесняться) и единоличной победы (они еще не умеют принимать поражение).
  4. Гости должны тоже получить подарки (сейчас любой праздник ощущается как личный).
  5. Стоит помнить, что праздник для детей — это всегда работа для взрослых, так что расслабиться вряд ли удастся.
  6. Подарите ребенку на этот день рождения что-нибудь подчеркивающее его «возраст» и половую принадлежность. Отлично, если дочь получит свое первое «бальное» платье, а сын — первый «мужской» костюм.

И. В. Вшивкова, семейный психотерапевт
перинатальный психолог клиники «Семья с плюсом» (г. Москва)
пособие «СУПЕРМАМА»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Что должен уметь ребенок в 1,5–2 года?