Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11891
Главная страница Статьи Родники родной природы

Вернуться к списку статей

Родники родной природы

Вы не раз замечали, что Ваш ребёнок доверяет среде города, а не природной среде, от которой он оторван. Не проходит естественного этапа дифференцировки ощущений: оторван от звуков (не различает голосов птиц), цвета (цвет неба, оттенки красок в осеннем парке), запахов (не ощущает запаха земли после дождя), форм и образов Природы (не замечает, как появляются первые всходы), её линии горизонта. Зато ребёнок испытывает огромные перегрузки и находится в атмосфере постоянного «шума» телевидения (зрительные ощущения), аудиотехники (слуховые ощущения), шума улиц и дорог города
Как научить своего ребёнка ощутить «мир природы» как мир родной природы, как нечто близкое, духовно значимое, эмоционально насыщенное?!
Любая человеческая культура несёт в себе образ Природы, созданный данной этнокультурной общностью людей. Образы природы в знаках культуры (календарь, язык, одежда, кулинария, архитектура, музыка) - это воплощение любви и красоты отношения человека к миру, его способности познавать мир чувствами и логикой одновременно.

Совет первый

Вслушайтесь в слова родного языка и Вам откроется, что «для всего, что существует в природе, ...в русском языке есть множество хороших слов и названий» (К.Г.Паустовский).
Через Слово помогите ребёнку познать мир Природы, через Слово полюбить и воспеть её.Природа, родник, родители, родной, родинка, народ, родина, огород город (слова с корнем «род» Д.С.Лихачев называл «родниками родимой природы»).
Ветвь, приветить, привет, совет, совесть, ответ, завет, вече, витать (о словах с корнем «вет» пишет Л.С.Черепанов: «Наши предки умели удивительно правильно сводить воедино свои наблюдения над природой»)
Воспитать чувство природы в отрыве от родного языка невозможно.
Народное чувство природы вобрало в себя и зоркую наблюдательность наших предков, и точность их зрительной памяти, и эмоциональные оттенки природной красоты и запечатлелось, закрепленное метафорой, например, в народном ботаническом словаре названия растений щедро наполнены:
эмоциональностью: травушка-муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелистник), сон-трава (прострел), одолень-трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль-трава (полынь), разрыв-трава или ключ-трава (папоротник), плакун-трава или всем травам мати (дербенник иволистный )
эстетическими звучаниями: красава, краса, красоля, красотная трава, купальница, чистец, чистотел;
образными выражениями (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка (плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на напёрстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный - листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник или волчья стопа (герань - плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след
ритмичностью речи: травка гречка - попарь плечики, травка репеёк - попарь животок, травка мяточка - припарь пяточки (народная игра «Воробей»), горицвет - всем цветам цвет (пословица);
поэтическим видение мира: любка двулистная (ночная фиалка)- не что иное, как любимая, «любовь», незабудка - «не забудь меня!», жар-цвет, Иван-да-Марья.

Совет второй.

Знайте: Игра - условие возникновения и развития потребности в открытии мира Природы самими детьми, становления детскости как типа ценностного отношения к миру Природы и самому себе. Задача воспитания детей в природе состоит в упрочении творческой радости от общения с ней. Играйте со своими детьми в природе, в игре передавайте детям чувства, знания, так как это делал наш народ.
«…Самое сильное детское чувство: потребность в игре. Эта потребность заставляет крепко дружить человеческих детёнышей с детёнышами всех теплокровных животных, образуя МИБ – Мировое Игровое Братство. Играя, ребёнок открывает для себя мир и понемногу утверждает своё высокое место в нём. Он – маленький покоритель диких зверей, маленький Галилей и Колумб. Оставленный наедине с природой, он превращается в маленького Робинзона, - учится понимать природу, жить в ней. И всё это – играя и радуясь. Он одушевляет неодушевлённое, наделяет растения и животных человеческим разумом и сов сей природой говорит на языке сказок, как это делал древний человек (В.В.Бианки)
Хороводы, представляющие собой одну из чистых и совершенных форм календарной игры, которые ориентировали играющих на освоение договора, диалога, беседы, восхваления, призыва, одобрения как способов взаимодействия человека с Природой, а сегодня помогут психологически включить ребёнка в мир Природы.
В игре-ловишки «Воробей» включены роли пяти птиц: воробей, сова, синица, сойка, кулик. Воробей (бей вора) по двору шныряет, дома не ночует, коноплю ворует;
характеристики трёх трав: травка гречка - попарь плечики, травка репеёк - попарь ему животок, травка мяточка - припарь ему пяточки.
Игры-ловишки «Горелки», «Двойные горелки» (гори, гори ясно) - одни из самых распространённых и любимых подвижных игр славян. Это - игры почитания Солнца (Солнышко, повернись! Красное, разожгись!) и его даров: «здоровье коровье, здоровье овечье, здоровье человечье, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный».
Загадка - особый род интеллектуальной игры, «состязание в мудрость», игры в «загадывание-отгадывание» с настоятельным призывом к решению. Народные загадки - это «поэтические и этические воззрения на природу», которые открывают ребёнку спектр чувств русского народа во взаимодействии с Природой. Удивление её тайнам:
«Что без огня горит?» (Солнце), «Что чаще лесу?» (Звёзды), «Что шумит без приметы?» (Ветер); преклонение перед её величием и красотой творчества: «Заря-Заряница, Красная девица по миру ходила, ключи обронила, Месяц видел, Солнце скрыло» (Роса). Родственное внимание к ней, радость познания в значении «похож на меня»: «У матушки - коробья - всему миру не поднять; у батюшки жеребец - всему миру не сдержать; у брата кушак - всему миру не сосчитать; у сестрицы полотенце - всему миру не скатать» (Земля, Ветер, Звёзды, Вода), «Ходит царь в круг города, носит честь на голове» (Петух). Выдающаяся особенность загадки состоит  в выработке в себе некоего подобия «интеллектуального», «преднаучного» знания: природные явления открываются в пространстве и во времени ограниченные двумя вопросами откуда? и для чего? («Голубой шатёр весь мир покрыл» (Небеса), «Тур ходит по горам, турица - то по долам; тур свистнет, турица - то мигнёт» (Гром и молния). Содержание загадок можно рассмотреть как экологическую информацию о том, что природный объект обладает каким либо свойством, качеством, признаком, в максимальной степени  по  сравнению с другими: «Все паны скинули кафтаны, один пан не снял кафтан» (Ель). «Всем пригнётыш» (Медведь). «Из под кустика хватыш» (Волк). «Через  путь прядыш» (Заяц). Художественный способ загадки - это показ мира через тождество, через установления идентичности между феноменом природы, одушевленным существом и рукотворным продуктом  цивилизации - «В саду царском, на дереве райском с боку - малина, с другого - калина, с третьего - вишенье, а  с четвертого нет ничего - одно зябелье» (Времена года).
Забавы-«восхищения» - это увлечение и взрослых и детей. Они отражают потребность человека выразить свой восторг, воодушевление, радость. Это высшая степень эмоций от слияния с силами стихий Природы: бег под дождём, купание на волнах прибоя, разжигание костров, скоростной спуск на лыжах, катание на коньках, катание на каруселях и на качелях, «гигантские шаги».

Совет третий

Полюбите наш земледельческий каленДАРь (дар нашей Природы) и вам откроются глубинные особенности народного восприятия великих законов Природы и жизни Человека в ладу с ними, которые могут помочь городскому ребёнку преодолеть непредсказуемость, неопределенность взаимоотношений с миром Природы, приобщиться к эмоционально-ценностной системе способов взаимодействия с Природой наших предков:
- призыв: «Сейся, родися, жито, пшеница, ячмень, овёс, гречка, горох, чечевица на Новый год!»; «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите к нам! Принесите нам лета тёплого, хлеба нового!»
- восхищение, выражение восторга и радости: «Хлеб да соль всему голова»; «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!»; «Эту песню мы хлебу поём, Хлебу честь воздаём, старым людям на потешенье, добрым людям на услышанье!»
договор: « Весна, Весна Красная! Приди к нам, весна, с радостью, со великой милостью: со рожью зернистой, со пшеничкой золотистой, со овсом кучерявым, с ячменём усатым, со просом, со гречею… !»; «Мы не сами идём - мы козу ведём, где коза ходит – там жито родит, где коза хвостом – там жито кустом, где коза ногою – там жито копою, где коза рогом – там жито стогом!»
- пожелания и приветствия: «Хлебу да соли долог век! Доброму хозяину более того!»; «Ещё нынче у нас золотые вечера: мы не песню поём - Хлебу честь воздаём!»; «Хлебу да соли долог век! Доброму хозяину более того!»
Эта система закладывает в ребёнка простые и мудрые основы жизнеощущения – чувство связанности с миром и природой, ощущение глубочайшего родства со всем сущим.
Продукт земледельческой работы – это зерно, а чтобы приготовить из зерна хлеб нужно обеспечить его «союз» с Огнем и Водой. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трем поклонялись. Поэтому  различная хлебная продукция (блины, пряники, куличи) - непременные атрибуты народных календарных праздников. Традиционно участвуя в обрядах, хлеб как бы являл собой благополучие дома – его счастливую долю. Как основной продукт питания, хлеб – Божий дар – был окружен у русских особым почитанием. Согласно обычаю гостеприимства, хлебом-солью встречали желанных гостей, спелым зерном осыпали жениха с невестой, «чтобы дом их был полная чаша, да деток побольше народилось». Обратите внимание, что главные календарные праздники всегда соотнесены с обрядовой хлебной выпечкой - лепёшки, блины, козули, тетёры или витушки, жаворонки, «коровушки» (курочки, лошадки, зайчики); лепные, вырезные, печатные пряники: жизнь и хлеб на Руси всегда были синонимами. Лепите с детьми фигурки из теста - «съедобные игрушки» - к праздникам Нового года и встречи Весны. Изготовление «козуль» и «коровок» в ритуальный праздник «Коледа» имелo для наших праотцов значение продуцирующего  обряда. Ведь нашим предкам представлялось, что если напекут целое стадо из теста - увеличится поголовье скота во дворах, будет больше дичи в лесу: «Подайте коровку, Масляну головку!Дай ему БогСто бы тебе коров,Полтораста быков!По ведру бы те доили, Всё сметаною! На реку-то ходили,Всё наигрывали!»
Ни одно изделие в народном декоративно-прикладном искусстве не имеет такого разнообразия форм как хлебные птички - «жаворонки», «скворцы», «кулики», «чувилики», «тетёрки», так как «сорок птиц на сороки прилетает, весну на крыльях приносят» и их надо тоже было воссоздать, выпечь материально и окликнуть, закликнуть – духовно. Главные черты образного строя хлебных игрушек - глубокая человечность, любовь и близость к родной природе, мягкость, праздничность и жизнелюбие. Разнообразный художественный строй традиционных персонажей хлебной выпечки - конь, коровка, коза, олень, утица, тетерка с птенцами, отражает фауну родины, не копируя свои зоологические прототипы. Но это сказочно-фантастическое решение образов учит по-новому смотреть на реальность, учит видеть красоту там, где мы её не замечаем: мука, соль и вода; воспитывает в ребёнке национальные черты эстетического чувства природы.
Обращаясь сегодня к народным истокам вы почувствуете сами и раскроете своему ребёнку нормы общественных отношений, которые вошли в самую глубинную, биологическую сущность людей. Следование этим нормам или их пренебрежение определяет физиологические, физические и психологические особенности нашего здоровья и сегодня.
Черноиванова Наталия Егоровна
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Педагогического института ЮФУ.
Журнал "Деточки"

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Родники родной природы