Ваш пятилетний партнер
Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в так называемый дошкольный период развития. Именно сейчас появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы маленькому человеку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.
За счет интенсивного развития мышц и скелета ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек — таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в три раза. В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому к пяти годам ребенок хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках.
Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).
Особенности речи
С 4-х до 5-ти лет словарный запас ребенка уже превышает 2 000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых.
В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос «Почему?»
Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию пятилетка часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение — способность к подражанию.
Быть на кого-то похожим
В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервыеучатся строить партнерские отношения!Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с мамой и папой, но и желание знать об их дальнейших планах. Главное для него принимать в любом деле равноправное участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты — все это становится планами маленького партнера.
Формированию такой особенности пятилетнего ребенка прежде всего способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение.
Развитие высших эмоций
Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений.
К пяти годам впервые начинают формироваться нравственные эмоции: чуткость, доброта, чувство дружбы. Постепенно появляется новое ценное приобретение — чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость — все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы.
Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также страх потерять любовь этих значимых для него людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки — это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины.
О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители. Дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на его затеи, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что-то исследовать) вырабатывают предприимчивость.Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем. Если же взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь.
Играть самому
Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.
В игре ребенок учится общению со сверстниками, учиться контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. Пятилетка проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития. Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле нередко можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне.
Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже если отец любим и обожаем, рано или поздно все равно возникает борьба за то, кому же все-таки принадлежит мама.
Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже если в своих фантазиях он супергерой). Понимая это, «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу.
Учитывая эти особенности, родители даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе ребенок должен научиться формировать отношения в триаде — мама, папа и я. Важно научиться ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения.
Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства.
Учитывая возраст
Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности. Подойдут игры познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению, должно быть интересным и преподноситься по обоюдному согласию.
Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще полно времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку.
Приобщить к делу пятилетку будет гораздо проще, если вы будете с ним рядом, вместе займетесь его исследованием. Ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы — партнеры!
Назад к списку статей