Пустышка: просто привычка?
Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей — в пище, тепле, безопасности и любви. По сути, СОСАНИЕ — это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет «сосок»?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.
Как в жизни малыша появляется пустышка?
Сосательный рефлекс очень важен для младенца. От того, насколько он удовлетворен, напрямую зависит его эмоциональное состояние. Самый естественный вариант удовлетворения этого рефлекса — грудное вскармливание по требованию. «По требованию» означает, что малыша прикладывают к груди так часто, как он этого просит. А желание это появляется не только когда проголодался, но и когда чего-то испугался, или заскучал, или что-то заболело, или просто хочется успокоиться. Словом, с любым физическим и эмоциональным дискомфортом для ребенка естественно бороться сосанием. Но, увы, далеко не все дети имеют возможность в любой момент приложиться к своей главной успокоительнице — маминой груди. Например, если женщина — убежденная сторонница кормления «по часам», или малыш по какой-то причине находится на искусственном вскармливании, или его слишком рано отлучили от груди... Во всех этих случаях сосательный рефлекс остается неудовлетворенным. Особенно у малышей-«искусственников»: при кормлении из бутылочки нагрузка на жевательные мышцы гораздо слабее, чем при сосании груди.
Каким образом эта неудовлетворенность проявляется? Прежде всего повышенным беспокойством — проще говоря, кроха чаще плачет и хуже спит. Как правило, в этот момент и появляется в его жизни новый объект — пустышка. Даже те родители, которые не были сторонниками использования сосок до рождения малыша, сдаются, потому что не знают, как еще успокоить младенца и облегчить себе жизнь. Не говоря уже о тех, кто даже не задается вопросом, нужна ребенку соска или нет. Парадокс в том, что не все дети берут ее с охотой. Некоторые категорически выплевывают пустышку, но родители предлагают снова (бывают и такие, которые придерживают соску пальцем, не позволяя малышу выплевывать ее!). Словом, так или иначе, сразу или постепенно, добровольно или по принуждению, но пустышка становится другом очень многих карапузов.
Из опыта одной мамы
«Старшему мы дали соску, когда у меня внезапно закончилось молоко (ему тогда было два с половиной месяца). Стресс был у ребенка сильный: без конца искал ротиком грудь и сильно «ругался», что молока нет. С тех и до сих пор (сейчас ему уже два года) пустышка и бутылочка наши лучшие друзья, правда, только дома. Пытались любыми способами отучить — бесполезно.
Младшего сына (ему три месяца) пока кормлю грудью. Но даже если что случится с молоком, ни в коем случае не дам пустышку. Как-нибудь переживет без нее. Правда, старший неоднократно пытался младшему втиснуть пустышку, но я объяснила ему свою позицию — теперь, когда младший бодрствует, старший стесняется при нем сосать и прячет пустышку».
Я ее дал, я и отниму!
Сначала родители довольны: благодаря соске малыш становится спокойнее. Но проходит время, и они начинают задумываться, а не пора ли отучать ребенка: мол, все, хватит, вырос — прощайся с соской. Некоторые просто отнимают пустышку насильно. И совершают большую ошибку — повергают таким образом карапуза в состояние стресса и в результате провоцируют у него гипервозбудимость и нервозность. А что же делать?
Не придавать чрезмерной значимости этой проблеме. Потребность в сосании у ребенка сохраняется до двух лет, а иногда и дольше. Поэтому ничего криминального в том, что двухлетний малыш в тревожные для него моменты ищет успокоение в пустышке, нет. Если карапуз берет соску перед сном, или когда уходит на работу мама и приходит няня, или во время адаптации к яслям, или после рождения младшего братика или сестрички — словом, в любые сложные периоды его детской жизни, то это НОРМАЛЬНО. Когда тревога проходит — соска становится ненужной.
Учтите, что если вы исключите пустышку из жизни ребенка до того момента, пока он сам не станет готов с ней попрощаться, малыш найдет какой-нибудь другой способ успокоения — будет, например, дергать мочки ушей, соски груди, теребить волосы и т. д. Насильное отлучение от пустышки может привести и к развитию таких детских неврозов, как заикание или даже ночное недержание мочи.
Результаты наблюдений и исследований говорят, что оптимальное время для расставания с соской — это 8-9-й месяцы жизни (когда малыш динамично развивается и достигает новых результатов) и 1,5-2 года (когда ребенок уже способен лучше контролировать свои эмоции). Вот почему нередко именно в эти периоды дети самостоятельно и абсолютно безболезненно выплевывают пустышку, показывая свою «взрослость». Другие это делают немного позже — тогда, когда набирают ДОСТАТОЧНО внутренних сил, чтобы обходиться без «успокоительницы».
Однако если ребенок старше двух лет не эпизодически сосет пустышку, а практически не вынимает ее изо рта (то есть и спит, и играется, и купается, и даже ест с ней) — это сигнал к действию. Но речь идет не о том, чтобы судорожно отбирать пустышку у крохи. Задача родителей в такой ситуации — понять, что дает ребенку соска, что она ему замещает и какие проблемы есть в жизни вашего чада. Чаще всего ответ на этот вопрос — недостаточное внимание со стороны взрослых (прежде всего мамы), то есть эмоциональное одиночество. Попробуйте честно ответить сами себе на вопросы: часто ли вы обращаетесь к ребенку? не сводится ли ваше общение к указаниям по разным бытовым и режимным моментам? всегда ли вы реагируете на обращение малыша к вам или зачастую их игнорируете? позволяете ли вы крохе проявлять свою самостоятельность и совершать ошибки? не слишком ли часто в доме звучит слово «нельзя»? наконец, не испытывает ли карапуз недостатка в физическом контакте с мамой, в ласке и эмоциональной поддержке, уверен ли он в вашей безусловной любви к нему?
Как помочь расстаться с соской?
Родителям, которые хотят помочь ребенку плавно перейти от успокоения сосанием к более взрослым методам самопомощи, пригодятся правила:
Перестаньте обращать внимание на соску. Чем больше вы акцентируетесь на ней, тем сильнее становится зависимость у ребенка. Делайте вид, что вы не замечаете, что малыш сосет пустышку.
- Не пытайтесь отучить ребенка одновременно от бутылочки с соской и от пустышки (сначала надо попрощаться с бутылочкой).
- Не отнимайте у малыша пустышку в стрессовой ситуации (в яслях, в больнице, в чужом месте). Но и не давайте подросшему ребенку соску только ради его успокоения (например, перед сном) — лучше всего успокоит общение с мамой.
- Чтобы отучить кроху от пустышки, нужно отвлекать от нее его внимание. Не показывайте соску в течение дня и старайтесь постоянно занимать чем-то маленькие пальчики (лучше всего пальчиковыми играми).
- Если у вас девочка, купите ей соску-украшение (есть такие, которые, как кольцо, надеваются на палец). При этом подарите ей для другой руки еще одно детское колечко с камушком и, если вы сами носите кольца (а не носите — оденьте на время), демонстрируйте свои руки и восхищайтесь кольцами. Дочь обязательно захочет подражать маме, а держать такую соску во рту и одновременно любоваться ею, сами понимаете, не получится.
- Не берите с ребенка обещаний не просить пустышку. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.
- Старайтесь сократить количество требований и запретов.
- Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить на этот период.
- Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с собой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте. Попробуйте взять за правило каждые 20-30 минут подходить к малышу: погладить, покачать или поносить его на руках, сказать что-нибудь ласковое.
- Помните, что внимание ребенку и время, проведенное с ним, — это не одно и то же. Можно сидеть с крохой 24 часа в сутки, а он за это время не получит от вас ни минуты внимания. А можно провести вместе всего 20 минут в день и насытить малыша вниманием на неделю вперед. Поэтому как минимум раз в два дня устраивайте пять минут «пристального внимания». Берете ребенка на колени или просто садитесь рядом, чтобы ваши тела соприкасались, и перестаете думать обо всем, кроме него: «Я полностью с тобой! Только с тобой! Я только для тебя!» Не путайте этот ритуал с просмотром телевизора, чтением книг и т. п. — это совсем другое, это похоже на маленькое забытье вдвоем.
Автор статьи: И. В. Вшивкова, семейный психотерапевт, перинатальный психолог клиники «Семья с плюсом» (г. Москва)
Источник:
пособие «СУПЕРМАМА»
Назад к списку статей