Он вдруг изменился!
Есть ситуации, в которых родители оказываются перед дилеммой: собирать семейный консилиум, срочно вести к врачу или просто пожалеть, погладить по головке, потому что все скоро пройдет и не стоит беспокоиться. Обычно это происходит, когда у любимого чада вдруг вообще без причин или без достаточных, с точки зрения взрослых, причин меняется поведение. Например, ребенок может резко стать капризным, или напряженным, или испуганным, или, наоборот, очень уверенным и бесстрашным. Был общительным — стал замкнутым, тараторил без остановки, а превратился почти в заику. Раньше для рисунка домика ему не хватало ватмана, а теперь на одном тетрадном листе получается их сразу десять. Наконец, малыш может жаловаться на боли, объяснить причины которых врачи не в состоянии...
Некоторые родители вообще не замечают подобных изменений, другие все списывают на болезнь и начинают таскать ребенка по врачам, настойчиво требуя вылечить, а третьи понимают, что происходящее есть следствие пережитого карапузом детского стресса. «Детского» — потому что факторы, которые могут стать причиной стресса у малыша, для взрослого человека не опаснее грибного дождика.
Тест для родителей
Отличить детский стресс от недомоганий или изменений поведения, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка, бывает трудно. Как же узнать, что происходит с малышом? Для начала отметьте верные в вашем случае утверждения (в скобках даны примеры ситуаций, соответствующие утверждению):
1а. То, что случилось, было всего однажды. (На прогулке днем видели аварию, а к вечеру ребенок ни одного слова не мог сказать без запинки. Утром решили бежать к логопеду, но малыш говорил нормально.)
1б. То, что случилось, длится уже неделю или дольше. (На прошлой неделе папа впервые уехал в командировку на два дня. Сын привык, что именно папа читает ему сказку на ночь, поэтому начал капризничать. Эти капризы продолжаются уже вторую неделю, хотя папа давно вернулся и читает сказку перед сном, как раньше.)
2а. То, что возникло, встречается у детей-сверстников. (Прежде очень послушный двухлетний мальчик вдруг стал упрямым эгоистом: «Не пойду туда — хочу туда! Я сам! Я так хочу! Не буду!»)
2б. То, что возникло, бывает у детей, но обычно помладше. (Двухлетка не может проглотить никакой пищи, кроме жидкой, хотя до этого ел с удовольствием котлеты; четырехлетка стал писаться днем; шестилетка начал бояться на прогулке отойти от мамы даже на шаг.)
3а. Изменения в поведении ребенка скорее неудобны нам, чем ему: на общем самочувствии и настроении крохи они не сказались — он их вроде и не замечает. (Аппетит, желание гулять, играть, общаться остались прежними.)
3б. Изменения пугают самого ребенка, распорядок его жизни пришлось изменить. (Раньше гулял во дворе один — теперь только за ручку со взрослым; спал без света — теперь только при полной иллюминации и с открытой дверью.)
4а. Такие перемены в поведении обычно встречаются у его сверстников в подобных ситуациях. (Многие дети, больно упав с велосипеда или горки, некоторое время обходят их стороной и с опаской совершают новую попытку овладения.)
4б. Обычно его сверстники ведут себя по-другому в подобных ситуациях. (Большинство карапузов плачет, иногда очень сильно и долго, именно в период адаптации к садику. Если же ребенок уже привык к новой обстановке, а потом у него вдруг при расставании с мамой начались приступы удушья на фоне слез — это нетипично.)
Подведем итоги.
Чем больше утверждений с буквой «а» вы считаете верными в вашей ситуации, тем вероятнее, что изменения в поведении ребенка — это возрастные изменения или обычная реакция детей этого возраста на трудности. Немного терпения, больше внимания, соблюдение советов из хороших книг и пособий по воспитанию — и вы спокойно переживете этот этап. Только помните: если вы будете проявлять повышенное внимание к переменам в поведении малыша, он может начать их использовать как средство манипулирования вами.
Чем больше утверждений с буквой «б» вы считаете верными в вашей ситуации, тем вероятнее, что изменения в поведении ребенка — это следствие пережитого или переживаемого стресса и сами по себе они могут и не пройти. Чем дольше все это продолжается, тем более необходимой становится помощь психолога и невропатолога. Но и от вашей способности действовать уверенно зависит, как быстро малыш сможет вернуться в свое нормальное состояние и к давно освоенным навыкам.
Проявления детского стресса
Все малыши разные, однако причины стресса и его проявления у детей одного возраста достаточно типичны. Ниже представлены самые распространенные из них и правила поведения для родителей.
От рождения до 2 лет
Проявления: повышенная раздражительность, отказ от пищи, резкое нарушение общей картины сна.
Причины: как правило, болезнь кого-то из близких или разлука с ним, изменения в распорядке дня, а также проблемы, которые переживают родители (например, депрессия, потеря работы или развод).
Что делать?
- Постараться хотя бы внешне вернуть привычный распорядок дня, если жизнь заставила его изменить.
- Рассказать малышу о своих проблемах и о том, что вы сильные и умные, поэтому уже знаете, как их разрешить, значит — все будет хорошо. Попросите ребенка успокоиться и довериться вам и простить вас за то, что напугали его.
- Играть в игры, которые помогают снять стресс или предупредить его. Например, уже с пятимесячным крохой полезно играть в прятки — это помогает ребенку поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. С годовалым можно играть в телефонные беседы (в ситуации вынужденного отъезда это поможет сгладить стресс от разлуки с родителем).
- Уходя из дома, оставлять рядом с ребенком его любимые игрушки и какой-нибудь символ вашей любви (свою фотографию, оберег и т. д.).
- Давать малышу столько тепла и прикосновений, сколько ему потребуется для восстановления нормального эмоционального состояния, даже если это означает вернуть «ручной период».
От 2 до 4 лет
Проявления: регресс в поведении, избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, тики, гиперактивность, слезы как реакция на все новое.
Причины: как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми (безразлично, идет ли речь о походе в детский сад или самостоятельном посещении туалета), перемены в привычном течении жизни и впечатления от увиденного в реальной жизни или на телеэкране (кстати, они стоят на третьем месте по распространенности!).
Что делать?
- Попробовать понять, что произошло, наблюдая и даже подглядывая за игрой ребенка с его игрушками: наедине с куклами и машинками дети бывают более откровенны, чем общаясь со взрослыми.
- Предоставить карапузу возможность выразить свои переживания и страхи на бумаге: даем много краски, бумаги и готовимся слушать все его рассказы о нарисованном без намека на критику. Не надо подсказывать сюжеты — малыш сам придумает, что ему изобразить. Даже «бессмысленное» замулевывание листов, комкание их и швыряние в корзину — хорошая эмоциональная разрядка для ребенка.
- Дайте крохе возможность играть на улице или в месте, где разрешен крик, бег и легкий риск (детская площадка или игровой центр), — это поможет ему выплеснуть негатив.
От 4 до 6 лет
Проявления: необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), чрезмерная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения сада и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, беспричинные тревоги и страхи, тики, нарушение сна и питания, низкая самооценка, снижение успеваемости в садике.
Причины: как правило, это отношения в семье, в саду или на детской площадке, в основе которых лежат конкуренция, насилие или обида, игнорирование успеха или незаслуженное наказание.
Что делать?
- Узнать причину переживаний ребенка (поможет наблюдение за его играми и разговоры наедине во время прогулки).
- Если в семье произошло судьбоносное событие (развод, утрата близкого человека, рождение еще одного ребенка, новый брак родителя или резкое изменение материального благосостояния), то поискать слова, которые позволят объяснить малышу причины происшедшего.
- Рассказать крохе о своих детских проблемах (подобных его ситуации), о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Поделитесь тем, как вы тогда справились с ситуацией.
- Если у сына или дочери возникли проблемы со сверстниками, определите слова и действия, которые помогут вам корректно разрешить детский конфликт. Обязательно отрепетируйте с ребенком его новое поведение — наиболее эффективное для выхода из конфликта.
- Чаще показывайте карапузу, что вы его любите, поддерживаете, понимаете и гордитесь им.
- При серьезных нарушениях в поведении не ждите — обращайтесь за помощью к специалистам.
Правила помощи детям
Почему у одного ребенка, пережившего стресс, появляется панический страх чего-то, а у другого — тик? Чаще всего это предопределено природой: в теле и психике ребенка первым ломается то, что слабее всего. Правда, имеет значение и то, что закрепилось ситуацией. Например, если во время всего лишь 5-минутного застревания в лифте малыш от переживания испачкал трусики, можно предполагать, что энкопрез (недержание кала) может повториться и в другой стрессовой ситуации в будущем.
Боремся с фобиями
У детей до 6 лет испуг может вызвать любая неожиданность: выскочившая из-за угла собака, громкий звук и даже неожиданная потеря равновесия.
Самое главное — ваша собственная первая реакция. Если мама или другой взрослый, комментируя происходящее, вписывает его в ряд нормальных явлений жизни, у малыша маловероятно появление навязчивого страха. Например, карапуз испугался фейерверка. Одна мама начнет утешать ребенка (мол, не бойся — скоро все пройдет и будет тихо), и он почти наверняка еще не одну неделю, а то и месяц будет вздрагивать при громких звуках и отказываться спать в своей комнате. Почему? Все просто: мамины слова подтвердили, что его страх вполне обоснован, так как этот странный грохот — нечто из ряда вон выходящее... Другая мама просто обнимет малыша (объятия помогают передать ребенку часть своего спокойствия) и предложит полюбоваться происходящим (мол, посмотри, какой красивый салют, — это значит, что там праздник и люди хотят поделиться своим настроением со всеми — и со мной, и с тобой).
Рассмотрим другой пример. В лифте застряли две мамы с 4-летними сыновьями-ровесниками, через 10 минут лифтеры приоткрыли двери лифта и все благополучно выбрались на свободу. Но одна мама вынуждена была долго лечить ребенка от панического страха лифта, переросшего в фобию закрытого пространства, а вторая вместе с сыном отделалась неприятными ощущениями да еще дней десять играла «в застрявших в лифте и лифтеров-спасателей». «Послушаем», что же говорили мальчикам эти мамы.
Первая: «Ну вот! Что теперь делать? Сидим тут, как в клетке, а мы же гулять хотели... Чего ты расплакался? Сейчас нас выпустят отсюда и пойдем гулять... А, ты больше не хочешь ездить на лифте... Да уж, я тоже не хочу, но мы живем слишком высоко…»
Вторая: «Хм, застряли. Что ж, значит, у нас с тобой есть время поболтать — я могу ответить на все твои вопросы, от которых отмахивалась, пока была занята днем… Как долго мы тут будем? Не думаю, что долго. Давай поговорим с лифтером — это человек, который всегда знает, что с каким лифтом происходит, а если лифт застрял, то он сам все исправляет или зовет своих помощников — других лифтеров... Вот это кнопочка для вызова лифтера — нажимай ее. Не отвечает? Значит, сам уже к нам побежал. Видишь, какое у нас с тобой сегодня было приключение! Теперь ты на собственном опыте знаешь, как двигается лифт, и даже шахту видел. Среди мальчишек ты, наверное, один такой!»
Если вас не было рядом
Это значит, что предотвратить появление страха не удалось и вы наблюдаете его проявления. Что делать? Для начала надо разобраться, возрастной это страх или действительно реакция на стресс. «Возрастной» часто бывает у дошкольников — и это нормально. В таких случаях малыш рассказывает взрослым о том, что или кто его пугает, он представляет/проигрывает способы борьбы и его легко успокоить, защитить от страшного явления: «Я тебя поглажу, укрою волшебным одеялом, и придет хороший сон к моему мальчику… И никакая Баба-Яга тебе будет нестрашна». Ребенок обычно уже на втором слове успокаивается и засыпает.
А вот о страхе, если это проявление пережитого стресса, дети чаще всего молчат (взрослые могут узнать о нем спустя время — лишь когда кроха уже не может сам контролировать ситуацию), но активно действуют, пытаясь себя защитить. Закрывают двери, все время проверяют замки, всюду включают свет... Со временем «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: малыш боится уже не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины. Если на этой стадии ребенку не помочь или начать его страх высмеивать, то к дневным тревогам присоединяются ночные кошмары и регулярный плач среди ночи. В результате малыш практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь.
В таких ситуациях при первых же тревожных симптомах постарайтесь понять истоки страха (мы уже говорили о наблюдении за играми, рисовании и доверительных разговорах), а затем проиграть вместе с ребенком в более оптимистичном варианте ту ситуацию, которая вызвала у него панику. Если ничего не удается сделать самим, обращайтесь к детскому психологу.
Откуда ни возьмись — тик!
Если у ребенка появился нервный тик, то не так важна причина, по которой это случилось, как тот вывод, что для вашего малыша тик — это его индивидуальный способ реагирования на стресс.
Заметив тик, в первую очередь необходимо суметь забыть о нем, не обращать на него внимания, то есть общаться с ребенком так, как будто нет этой проблемы, потому что каждое упоминание о тике, его рассматривание вызывает усиление тика и беспокойства ребенка. Во вторую очередь важно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик: изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности. Чем больше симптомов, тем глубже нарушение и тем больше ребенок нуждается в помощи специалиста.
После того как тик исчезнет, стоит задуматься, почему именно тик и в этом месте появился у малыша, и позаботиться об укреплении его здоровья (массаж, витамины, закаливание), о снижении нагрузки (курсы, кружки, домашнее обучение) и количества запретов/требований.
Когда страдает речь
Нарушения речи при стрессовых ситуациях возникают в двух случаях: если речевой аппарат — это ахиллесова пята ребенка (тогда чаще всего наблюдается посттравматическое заикание) или если стресс настолько сильный, что говорить о нем нельзя, страшно (в этом случае наблюдается частичный или полный мутизм — отказ говорить — или резкий регресс речи). Речь — очень важный инструмент влияния на окружающих, именно поэтому чем сильнее пережитый малышом ужас, тем сильнее выражен отказ от вербального общения с людьми, прямо или косвенно связанными со случившимся (например, если ребенок перестает говорить со всеми лицами мужского пола, вполне вероятно, что именно какой-то мужчина стал причиной стресса).
Посттравматические нарушения речи так же, как и страхи, надо уметь отличать от возрастных, то есть тех, которые на некоторое время возникают у детей в ходе развития речи. Во-первых, возрастные появляются не в один день — нет явного события, сразу после которого речь стала «хромать». Во-вторых, возрастные, например, запинки чаще появляются в период активного становления речи (от 2 до 3 лет): дети по нескольку раз повторяют первые звуки или слоги или внезапно останавливаются в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым, и он может совершать непроизвольные движения: подергивать мышцами лица, зажмуривать глаза, высовывать язык и т. д. Чувствуя неловкость, малыш иногда начинает говорить шепотом или вместо слов объясняться жестами. При этом сам ребенок своих запинок в речи обычно не замечает до тех пор, пока родители или кто-то из взрослых не обратит на это внимание. А вот когда обращает и «заботится» о правильной речи — это превращается в стресс для ребенка, он начинает стесняться собственной речи. Поэтому лучшее, что могут сделать родители, — просто поддержать малыша в этот период, быть внимательными, когда он говорит, и сдерживать свое желание исправить или договорить его слова.
При посттравматическом же заикании чаще всего была явная точка отсчета: до вчерашнего вечера все было хорошо, а потом вдруг речь резко перестала быть плавной (например, вечером чуть не попал с мамой под машину — утром начал заикаться). В этих случаях надо действовать.
1. Помогите ребенку понять происшедшее (если вы присутствуете при стрессовой ситуации, то это будет профилактикой): «Мама заболела, но врачи ее вылечат, только надо поехать в больницу. Мы с тобой навестим маму в больнице и будем готовиться к ее возвращению». Не затыкайте ему рот: «Помолчи! Без тебя не знаешь, что делать» — и не оставляйте малыша, как вещь, кому-то, договоритесь с ним об этом: «Я поеду с мамой в больницу и вернусь к тебе, а ты пока побудешь у тети… Нет, со мной нельзя: маленьких детей не пускают во взрослые больницы». И главное — демонстрируйте ребенку ваше спокойствие, даже если вам страшно.
2. Если вчера карапуз говорил хорошо, а сегодня вдруг молчит или заикается, но причины вам неизвестны, попробуйте поговорить о вчерашнем дне с тем, кто был с ребенком (только чтобы малыш вас не слышал). Анализируя события дня, учтите, что причиной нарушений у малыша иногда может быть стресс у сопровождающего его взрослого (ребенок лишь присоединился к переживаниям). Если вам удастся понять причину, начинайте играть, рисовать или разговаривать с ребенком о происшедшем (лучше объяснить случившееся поздно, чем никогда, — только делайте это в доступной для малыша форме).
3. В первые дни нарушений поищите средства, помогающие расслабить напряженные участки мышц и успокоиться: игры с водой или плавание, забавы в сухом бассейне или с мячами, песком, музыка, сказки.
4. Не требуйте от ребенка немедленно начать говорить или говорить хорошо. Покажите, что вы его понимаете и у вас есть время его слушать. В случае с мутизмом можно чуть быстрее реагировать на любое речевое обращение малыша и чуть медленнее — на его жесты. Но игнорировать ребенка, когда он не выражает желание словами, нельзя — это может усугубить ситуацию.
5. Любовь, ласковые прикосновения и совместный досуг помогут малышу быстрее прийти в себя и вернуться к нормальной речи.
- Если нарушение речи затянулось более чем на 2 месяца, обращайтесь к детскому психологу. Без помощи специалистов мутизм в 80% случаев проходит сам к 7-8 годам, но последствия в виде комплексов и других нарушений психики остаются с ребенком на всю жизнь. А посттравматическое заикание может закрепиться и не пройти никогда.
Двухлетняя Юля была общительной девочкой — охотно болтала со всеми. Когда у ее мамы случился приступ аппендицита, папа на «скорой» отвез ее в больницу. В суматохе девочку просто отдали соседям. Все неделю, которую мама провела в больнице, Юля была как замороженная: не плакала, не играла, не общалась. Когда маму выписали и папа привез ее домой, девочка опять стала очень активной, но со всеми, кроме мамы, она общалась только жестами. Лишь к 7 годам Юля начала говорить сначала с папой, потом с воспитателями, а затем с остальными взрослыми.
Четырехлетняя Лиза однажды вечером, рассказывая о прошедшем дне родителям, резко начала заикаться. Няня сказала, что ничего не случилось. Но когда папа заставил ее расписать весь их день по минутам, то все прояснилось. Лиза с няней гуляли в парке и переходили по мостику. Девочка рассказывала свой любимый мультик, няня слушала... и вдруг внезапно остановилась, вся напряглась и, схватив Лизу крепко за руку, молча побежала с ней из парка. Только выбежав из парка, няня успокоилась и сказала девочке, что ей просто захотелось пробежаться. Оказалось, что с мостика няня увидела своего мужа, целующегося с другой.
Снова маленький?
Регресс поведения — это возвращение к формам поведения более раннего возраста: когда 6-летний мальчик начинает вести себя как 2-летний — плачет и цепляется за юбку уходящей мамы, а 5-летняя девочка просит покормить ее с ложечки и берет в рот пустышку. Чаще всего такое наблюдается в ситуациях дезадаптации при появлении в семье новых членов (брата, сестры или щенка, котенка). Иногда регресс возникает как способ отложить ненавистное событие. Например, ребенка отдают в сад, а он там случайно недобегает до туалета. Воспитатели вечером говорят маме: «Писающих держите дома — мы не ясли». Малыш это слышит и, так как ходить в сад он не хочет, перестает контролировать позывы к мочеиспусканию вообще, хотя до этого мог целый год даже по ночам самостоятельно ходить в туалет. Что делать в такой ситуации?
1. Наиболее частая и самая опасная реакция родителей — раздражение и даже гнев: «И тебе не стыдно?! Прекрати, ты уже взрослый для этого! Вот теперь тебя точно никто не будет любить и в сад не возьмут...». Регресс закрепляется, спасая ребенка от какой-то тяжелой для него ситуации.
2. Не мешайте малышу «регрессировать» — наоборот, дайте ему возможность снова прожить тот период, когда было спокойно. Можно поиграть с ребенком в то время, правда, в игре полезно слегка подчеркнуть минусы того периода: «Ты хочешь опять побыть младенцем? Ну, тогда я достаю твою бутылочку и придется тебя кормить только манной кашей и молоком, а вместо телевизора и компьютера надо достать тебе погремушки… Ты не настолько хочешь быть младенцем? Тебе просто хочется, чтобы я поносила тебя на руках, как и сестричку? Что же ты сразу не сказал! Я, конечно, тебя очень люблю: ты же мой первенец. Правда, на руках мне тебя не удержать, но на коленочках я тебя подержу и покачаю... Давай договоримся, что когда тебе захочется такой нежности, ты просто подойдешь и скажешь мне об этом».
3. Параллельно с п. 2 старайтесь убрать или изменить (раз предотвратить не сумели) стрессогенную ситуацию. Если речь идет о рождении второго ребенка или новом муже мамы, то помогите ребенку преодолеть ревность и найти свое место рядом с новым членом семьи, при этом сохраняя ощущение того положения, которое у него было раньше. Если проблема в поступлении в ясли, сад, развивающую студию, то на время притормозите — пройдите заново все этапы моральной подготовки и найдите средства мотивации.
4. Переждите регресс. Он пройдет!
Лучшая защита — нападение
Если ваш прежде такой покладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, задирать всех или только определенных лиц, замахиваться на окружающих, то, скорее всего, это ответная агрессия, то есть агрессия как самозащита. Что делать?
1. Понять, от чего или от кого малыш пытается защититься нападая. Возможно, в семье есть тот, кто слишком часто позволяет себе посмеяться над ребенком или с сарказмом комментирует его достижения (скорее всего, карапуз агрессивен по отношению именно к этому человеку). Не исключено, что кто-то реально агрессивно реагирует на любое действие ребенка (тогда агрессия будет направлена или на любимца обидчика, или на самого младшего или слабого). А может быть, кроха считает себя непонятым и обиженным (в этом случае агрессия направлена на всех близких понемногу).
2. Поняв ситуацию, измените ее. Запретите высмеивать ребенка, проявлять агрессию по отношению к нему, старайтесь объяснять свое поведение для того, чтобы не вызвать недопонимания и обиды.
3. Уделяйте ребенку больше внимания в ситуациях, когда он ведет себя так, как вам нравится, а в моменты проявления агрессии просто высказывайте понимание его чувств и предлагайте способ иначе выразить недовольство, обиду, злость.
Для профилактики посттравматических нарушений у детей надо соблюдать всего лишь несколько правил:
1. Не скрывайте от ребенка семейные разлады. Дети все равно их заметят и, даже если не осознают, почувствуют обязательно. А уж страдания матери для малыша вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе.
2. При вопросе: «Что с ним происходит?» — чаще обращайтесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?»
3. Всегда объясняйте свое поведение, все увиденное ребенком или взволновавшее вас.
4. Учите карапуза контролировать стресс, вести себя в ситуации, которая вызывает страх или напряжение. Именно ваш пример будет наиболее действенным.
Автор статьи: И. В. Вшивкова, семейный психотерапевт, перинатальный психолог клиники «Семья с плюсом» (г. Москва)
Источник: пособие
«СУПЕРМАМА»
Назад к списку статей