Вечный двигатель существует!
Если в доме тишина, это звучит подозрительно и пора бежать проверять, что на сей раз придется отправлять в мусоропровод или в починку. Детская комната еще пугливо содрогается от звука шагов, а он уже потрошит содержимое антресолей. Как он туда забрался?! Я без стремянки не могу. Пока запаковываю антресоли, грохот раздается уже на балконе: посыпались банки с вареньем. На бегу замечаю, что моя тщательно сохраняемая швейная машинка уже раскрыта и вся измазана пластилином, на кухонном плафоне раскачиваются штанишки от пижамы. Наконец удается зафиксировать чадо у телевизора. Он сидит на самом краешке кресла, сползает вниз, потом заползает снова на краешек, опять сползает и заползает обратно. И все это без остановки и не отрывая глаз от экрана. При этом монотонно стучит ногой по полу и расковыривает пальчиками обивку дивана. И так с самого рождения, даже во сне! Люди столько столетий мечтали изобрести перпетуум-мобиле, но они не знали, что его можно… родить.
Диагноз – «шило в стуле». Если у вас гиперактивный ребенок, вы об этом уже знаете. Строгие тетеньки на улице требуют, чтобы вы взяли чадо за руку, немедленно успокоили его и вообще больше занимались его воспитанием. Есть в мире романтики, которые видят в детях только прекрасное. Они в таких случаях говорят: «Радуйся, что растет непоседой. Он неординарен, талантлив и не обязан жить по ветру». Их оппоненты требуют не невротизировать искусственно общество, а прилагать усилия к тому, чтобы максимально социализировать таких детей.
Истина, как всегда, где-то посередине. Не знаю уж, как там насчет радости, но талантливых и просто одаренных среди расторможенных детей очень и очень много. Они часто обладают прекрасной памятью, бывают очень артистичны, спортивны, на лету схватывают суть проблемы. Но их присутствие рядом оказывается сущей мукой для окружающих.
Приведу пример. Сережа – настоящее орудие пытки для учителей. Дневник испещрен истошными призывами к порядку. Во время урока должен быть постоянно чем-то занят. В противном случае несанкционированно вскакивает с места, носится по классу, хохочет. Создается такое ощущение, что мальчик присутствует одновременно в нескольких местах. Заметьте, все это не из подлого желания сорвать «училке» урок, а потому что ему все интересно и понятно гораздо раньше, чем всему остальному классу. Объясняя материал, учитель не должен выпускать его из поля своего зрения. Чтобы выиграть на уроке хоть несколько минут вожделенной тишины, для него специально готовятся карточки с заданиями повышенной сложности. И вот однажды это диво дивное выскочило на школьную сцену и заставило стоя аплодировать себе весь школьный коллектив. Сережа знал наизусть два действия из «Ревизора». Его Хлестаков вальсировал, лобызал «дамам» руки, объяснялся пантомимой, закатывал глаза, взвизгивал, менял голоса, плющил по паркету «чиновников» и очаровывал их «жен». По ходу игры не забывал подсказывать текст остальным актерам. И все это выделывал ребенок одиннадцати лет.
Реактивное чадо. Талант талантом, но иметь дело с гиперактивными детьми мало кто хочет. И мало кто умеет обращаться с ними. Оксана П., обзванивая многочисленные центры детского развития, психологические и логопедические службы города, задавала один и тот же вопрос: «А вы гиперактивных детей когда-нибудь видели?». Некоторые честно заявляли о своей некомпетентности по этому вопросу. Другие авторитетно заверяли, что уж кто-кто, а они-то на этом собаку съели. Хвостом давились, когда получали в свои кабинеты Настеньку, типичную гиперактивную девочку. Увы, дипломированные тети чаще демонстрировали свою беспомощность перед трехлетним дитятей.
Тот же Сережа звезд с неба в школе не хватал. До него хоть и доходило быстрее других, но с той же скоростью и отходило. И пока другие, более вменяемые дети, методично упражнялись под управлением учителей, он топтался на одном месте. Не удалось с наскока решить задачу – и мальчик демонстративно швыряет тетрадь, ломает ручку, задирает ноги выше головы, громогласно «выступает» в адрес учителя, чем искушает последнего взять такого ученика за шиворот и выгнать из класса.
Так может, он просто невоспитанный?! Соблазн велик: любого неуправляемого ребенка записывать в гиперактивные. Этим часто грешат родители и педагоги. Мол, ничего поделать не можем. На самом деле синдром гиперактивности – медицинский диагноз. И пока лечащий врач не сделает такого заключения, не дерзайте. Есть и характерные признаки, наличие которых может подтвердить ваши подозрения. Гиперактивным детям свойственны нарушения координации, общая повышенная активность, повышенные мышечное напряжение и мышечный тонус. Они концентрируют внимание на короткий срок, плохо переключаются, не могут оторваться от определенного предмета или способа решения. Болтливы, непоседливы, не умеют ждать и подчиняться общим правилам, часто повышают голос. С трудом постигают искусство завязывания шнурков, застегивания пуговиц, нанизывания бусин. Но самое главное – они физически не могут оставаться неподвижными!
Берем в рукавицы – ежовые или махровые? По поводу воспитания детей вообще, а гиперактивных особенно, в семьях нередко возникают разногласия. Одни считают, что все беды от вседозволенности, другие идут на поводу у напористого чада. Как тут быть? Если врач-невролог зафиксировал у ребенка синдром гиперактивности, стоит все-таки принять тот факт, что ваш ребенок болен. Это бывает трудно сделать, особенно если от его поведения в доме крыша поднимается. В нашем сознании болезнь ассоциируется с немощью. Но невладение собой – это тоже немощь. Следующий этап – научиться разумной жалости и рациональной требовательности. Представьте, что у вашего малыша аллергия на шоколад, а он его постоянно у вас выпрашивает. Дадите? Из жалости? То же самое и в данном случае. Ребенку трудно быть послушным, но вы должны постоянно напоминать ему о границах дозволенного. И не требовать невозможного. Система требований к ребенку должна быть единой и посильной. Бессмысленно добиваться от такого буяна, чтобы он тихонько играл в уголке два часа кряду. Но вполне реально приучить его складывать вместе с мамой разбросанные игрушки. Не приходится ждать и того, что он будет говорить вполголоса, но не перебивать вас он когда-нибудь привыкнет. Рано или поздно родителям приходится смириться с тем, что их ребенок требует особенных условий. В чем-то придется менять уклад своей жизни. Особенно трудно оказывается мамам-чистюлям: беспрерывно бушующая в доме стихия на несколько лет лишает их удовольствия жить в уюте и комфорте. Гиперактивным детям категорически не рекомендуется посещение детского сада. Хотя, если у вас такой ребенок, вам уже наверняка предлагали забрать его оттуда. Размеренная, спокойная домашняя обстановка помогает ребенку находиться в равновесии.
И, пожалуйста, расстаньтесь с иллюзией, что дети перерастают. Как бы больно для вас это ни прозвучало, но такого ребенка можно угомонить лишь путем кропотливого, терпеливого труда. И любая внештатная ситуация способна поколебать его спокойствие. Мне как-то пришлось видеть, как на урок в шестом классе попал трехлетний малыш. Он был в восторге от такого количества детей и бурно выражал свою радость. Так вот, в мгновение ока часть класса продемонстрировала один уровень с ним. Двенадцатилетние детушки носились по классу, сшибая вся и всех на своем пути, катались с визгом по полу и были не в состоянии воспринимать слова учителя.
Имейте жалость. Если вы мама гиперактивного ребенка, вы, конечно, достойны сочувствия. Многолетнее круглосуточное напряжение, неловкие ситуации, в которых вы оказываетесь, а иногда и ощущение бессилия перед собственным малышом способны подорвать любые силы. Помните главное – ему еще хуже. Ребенок не получает никакого удовольствия от того, что у него срывает тормоза. Он сам страдает и нуждается в вашем участии. Иногда бывает достаточно обнять расходившегося буяна, и от маминого тепла его напряжение как рукой снимает.
О том, как играть и заниматься с гиперактивными детьми, читайте в нашем следующем номере.
Для врезки
В отличие от своевольного гиперактивный ребенок:
- хуже ведет себя именно на людях, а дома его может быть не видно и не слышно;
- перевозбуждается до истерики даже от положительных эмоций;
- нуждается в том, чтобы ему много раз повторяли требования;
- отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов;
- часто совершает опасные действия, не понимая их угрозы;
- скорее предпочтет быть отшлепанным, чем обездвиженным;
- закатывает истерику не для того, чтобы повыкаблучиваться, это действительно истерика;
- рад бы остановиться, но НЕ МОЖЕТ.
Заповеди для родителей гиперактивного ребенка.
- Позаботьтесь о хорошем успокоительном. Для себя. Ничего нет хуже, чем
непоследовательная, постоянно срывающаяся мама.
- Говорите размеренно и успокаивающе, без раздражения.
- Неукоснительно придерживайтесь неизменного режима дня.
- Избегайте бывать с ребенком в большом обществе.
- Не давайте сразу много игрушек.
- Во время занятий отключайте телевизор, радио и прочие отвлекающие приборы.
- Чередуйте виды деятельности, заинтересовывайте чем-то новым.
- Вовлекайте в диалог. Не на тему его плохого поведения, а на отвлеченную, интересную для него тему.
- Если видите, что ребенок начал перевозбуждаться (скажем, на цирковом представлении), лучше уйти. Но мотивируйте не его плохим поведением, а его усталостью.
- Не требуйте немедленного выполнения ваших требований. У автомобиля со слабыми тормозами тормозной путь тоже длиннее.
Полина Алексеева, журналист,
учитель первой категории
Журнал
«МАМОЧКА»
Назад к списку статей