Во что будем играть?
На протяжении раннего возраста ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе.
Для нормального и своевременного развития родители должны обеспечить своему малышу полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом, соответствующим его возрасту.
Каковы же основные виды игровой активности малыша двух лет и какие необходимы для этого игрушки?
У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм.
Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия.
Это время самое благоприятное для того, чтобы сделать первый шаг в приучении к аккуратности — это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время, наверстать его будет достаточно сложно. У нас в саду детки с удовольствием складывают свои игрушки на место, всегда замечают, если кто-то что-то положил неверно, помогают друг другу навести порядок после игры — конечно, все это с помощью педагога.
К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками и рисования понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков.
Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.
Стремление малыша действовать «так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно — чувствовать самостоятельность и получать от мамы похвалу.
Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая ребенком творческая игровая деятельность. Но уже и не те предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали на втором году жизни. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая игра называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе действия.
Одно действие может переходить в другое без логической связи: уложили куклу спать, потом сразу же ее кормим и опять укладываем спать и т.д. Малыш воспроизводит то, что показал ему взрослый, не изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная игра важна, она предшествует настоящей творческой игре и необходима для ее развития.
Игра не может возникнуть сама по себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, — тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной игры с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой будет его игра. Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой игры, в которой ребенок может взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента.
Для того, чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество реалистических игрушек: куклы, кукольная посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое. Достаточно, если у ребенка будет 2–3 разные куклы: тряпичные (высота — до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); маленькие «пупсики» в разных позах.
Необходима кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов. Пригодятся игрушечные животные — маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития воображения и речи.
Вот несколько несложных сюжетов, которые можно использовать в игре.
-
Пора кушать. Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп или кашу, покормить куклу из ложечки (палочкой), из тарелочки (ладошки). Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой. Испечь пирожки. Порезать ножом (палочкой) колбасу. Налить сок, напоить кукол. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.
Надо, надо умываться. Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку).
Приходите в гости к нам. Пригласить игрушки на праздничный обед. Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Разложить угощение на тарелки.
Кубики и конструкторы
Если ваш малыш легко справляется с постройкой башни из 2–3 кубиков, предложите ему построить более сложное сооружение. Разумно сразу приобрести большой конструктор с деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.), предоставив двухлетнему ребенку возможность действовать лишь с небольшим количеством деталей. Таким образом вы покупаете конструктор «на вырост», ведь это игрушка еще долго будет интересовать малыша.
Малыши до трех лет не придают большого значения собственным постройкам, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок будет разрушать их. Таким образом он ощущает свои возможности и значимость как созидателя и творца.
Стоит показать ребенку, как можно легко преобразовать окружающее его пространство: из стульев можно соорудить автомобиль, из стола и скатерти — дом. Используйте предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. Конструирование — это своего рода экспериментирование, которое помогает развить творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, целенаправленность, внимание и произвольность, через собственный опыт обогатить представление о свойствах предметов и пространства.
Первые книжки — книжки-картинки
Детям очень нравятся картинки, они любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Существуют специальные наборы и книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказ, вовлекая ребенка. Сначала малыш просто слушает, затем узнает и называет отдельные изображения. Важно, чтобы картинки не были переполнены лишними деталями. Лучше одно изображение на развороте, так малышу будет легче сфокусировать свое внимание. В отношении подбора картинок важно следующее: картинки должны быть четкими и ясными, выполнены на хорошем художественном уровне со знакомыми ребенку предметами или животными. Следует использовать как сюжетные картинки (изображено какое-либо действие, сюжет), так и предметные — изображение различных предметов.
Коробки форм и вкладыши
Для ребенка двух лет остаются актуальными так называемые автодидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, коробки форм, матрешки). Однако с развитием мышления и речи (зарождается наглядно-образное мышление — способность совершать некоторые действия в уме) ребенку становятся доступны более сложные задания. Малыш способен собрать пирамидку из большего числа колечек. Теперь для игры подходят вкладыши с изображениями различных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко. Ребенку будут интересны такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. Детки с удовольствием собирают простые паззы, состоящие из небольшого количества частей.
Динамические игрушки
Динамические игрушки можно разделить на виды: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок, мобили др.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков — кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы). Стоит отметить, что заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение, не являются динамическими (например, тявкающая и движущаяся собачка, прыгающая лягушка, плачущий пупс и др.).
Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение. Подобные игрушки бывают очень привлекательными, они нравятся детям и взрослым, но они исключают активность действий самого ребенка — от него не зависит, как именно будет лаять собачка или двигаться робот, они не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка.
Материал подготовили педагоги частного детского сада Aivija.
Журнал «
Детки.lv»
Назад к списку статей