Энциклопедия детских товаров
Бренды / ТМ 666
(+) Детские товары 3874
Детские магазины 12
Дистрибьюторы / Опт 68
(+) Услуги и сервисы 33
Из рук в руки (б/у) 398
Статьи / Обзоры 398
Выставки / события 0
Детские новости 1246
Журналы для мам 35
Отзывы и комментарии 11490 (+1)
Главная страница Статьи Путь к счастью через радость, любовь и свободу

Вернуться к списку статей

Путь к счастью через радость, любовь и свободу

Что в нашей жизни самое главное? На мой взгляд — счастье. Каждый человек имеет право быть счастливым хотя бы потому, что родился на этот свет.
И кто, если не мы, взрослые, сделаем счастливыми наших детей, а значит, сделаем счастливым мир, в котором живем? А счастье — прямая составляющая буквально всего: от любви до свободы.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался «о вечном» — о дружбе, любви, счастье и свободе... Идя по городу и хоть изредка смотря не под ноги, а на лица случайных прохожих, можно на раз-два вычислить счастливых людей. У них глаза светятся, они не идут — они летят! Счастье не зависит от пола и вероисповедания, цвета кожи и финансового благополучия. Как насчет того, что бы самим стать счастливыми? И научить этому наших детей?
Меня многие считают счастливым человеком. Я тоже так думаю. Более того, я всегда в это свято верила — и тогда, когда не было денег даже на хлеб, и тогда, когда заполучила трещину позвоночника, угодив под колеса автомобиля, и тогда, когда расставалась с любимыми... И во многие другие непростые моменты в моей жизни. Но я ни на секунду не переставала верить в то, что я счастлива. Каждый день в моей жизни я ищу повод улыбаться. Учусь во всем находить хорошее. Сегодня я учу этому своего сына. И делюсь с вами, дорогие читатели, мыслями на этот счет. Сразу скажу — это не лекция. Я лишь рассуждаю на заданную тему...
Будучи беременной, я перелопатила всевозможную литературу в поисках ответов на постоянно возникающие вопросы в моей голове. Как долго кормить грудью, использовать подгузники или нет, прививать сына или отказаться от прививок? Наконец, как воспитать малыша? Как сделать так, чтобы ему было хорошо? Не чтобы я гордилась им, а чтобы ему было хорошо, чтобы он был счастлив? Я читала, читала, читала.... Выслушивала многочисленные советы мамочек со стажем, врачей, бабушек и дедушек. Пока, в конце концов, не поняла, что все намного проще. Надо лишь прислушаться к своему сердцу и желаниям малыша, о которых он сообщает, едва родившись на этот свет.
Самое главное, к чему я пришла, — ребенка надо воспитывать в радости! У родителей, которые умеют смеяться, меньше трудностей. Улыбаясь малышу, вы, почти наверняка, получите улыбку в ответ. В семье, где находят повод посмеяться и живут ощущением радости жизни, душа ребенка расцветает. Улыбка на лице поможет справиться с самым сильным страхом, с неуверенностью, с обидой и досадой. Самый лучший педагогический прием — чувство юмора, выручающее даже в самых трудных ситуациях, возникающих в процессе воспитания ребенка. «Великими делает людей их большое сердце, а не большой кошелек», — говорил американский философ Р. У. Эмерсон. В нашем доброжелательном выражении лица отражается состояние нашего сердца. Ведь сущность человека отражает его облик. Наверное, именно поэтому дети так похожи на ангелов!
Любовь... Воспитывайте ребенка в любви! Это — величайшее чувство на земле. Вместе побеждать страхи, убирать все ограничения, мешающие проявляться жизненной силе. Причем, не создавая тепличные условия, не прокладывая дорогу, а помогая учиться преодолевать любые преграды. Вообще, любить по-настоящему — это содействовать раскрытию, реализации потенциала того, кого любишь. И уж, конечно, не посягать на его свободу, но в разумных пределах! Потому что каждому ребенку нужен учитель. Но он должен предоставить воспитаннику столько свободы, чтобы тот мог самостоятельно думать и действовать. На первом плане стоит пример воспитателя, а не его палка. Задача состоит не в том, чтобы подавить природу ребенка, а в том, чтобы направить ее в нужное русло. Важно не заставить ребенка делать то, что надо вам, а предоставить ему выбор сделать то, что он желает, и дать ему ощутить радость верного или болезненность неправильного выбора, который он больше не захочет сделать. Никому не нравится, что его каждый день только наставляют и пилят. Таким способом нельзя научить детей делать правильный выбор. А уметь это — крайне важно!
Фридрих Вильгельм Ферстер, один из крупнейших педагогов нашего времени, сказал как-то: «У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития». А стремление к свободе — нормальное развитие человека.
Свободное воспитание... Ох, уж эта модная терминология! На эту тему сказано немало, а уж надумано и того больше! Заглянем в старую «Советскую энциклопедию»: «Свободное воспитание — концепция в буржуазной педагогике 2-й половины XIX — начала XX вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения». Эта концепция дала импульс развитию гуманистической педагогики сегодняшнего дня и послужила фундаментом для формирования новых направлений педагогической теории и практики.
Существует громадное количество школ, исповедующих свободное воспитание. Вот, пожалуй, самые популярные:
  1. Свободная школа Александра Нейлла (Саммерхилл-скул);
  2. Антропософские школы Рудольфа Штейнера;
  3. «Дом свободного ребенка» Марии Монтессори;
  4. Воспитывающая школа без принуждения и наказания П. Петерсена (Йена-план);
Заглянем в каждую из них
Итак, знакомьтесь! Александр Сатерленд Нейлл — британский педагог и психолог, один из наиболее ярких и интересных представителей свободного воспитания. Создатель и директор легендарной школы Саммерхилл, основанной им в 1921 г. Целевые установки Саммерхилла: предоставление детям свободы эмоционального развития, права самостоятельной организации своей жизни, возможности естественного развития, обеспечение счастливого детства посредством устранения страха и давления со стороны взрослых. Главная задача педагога, по Нейллу, — добиться максимального эмоционального и эстетического развития ребенка, что неизбежно должно привести к интеллектуальному развитию. Заполнять ум ученика знаниями — задача второстепенная, основное в обучении — научить думать. Стержнем своей педагогической теории Нейлл считал свободу самовыражения как универсальное средство формирования личности. Говоря о его школе, нельзя не упомянуть кодекс жизни детского сообщества Саммерхилла, принятый и утвержденный Нейллом на бессрочное исполнение:
  • Предоставить в полной мере выбор и возможности, позволяющие детям развиваться в соответствии с их внутренней природой и следовать в связи с этим своим собственным интересам.
  • Предоставить детям свободу от принудительного или навязанного образовательного уровня, позволяя им самим регулировать и осуществлять свои собственные цели и достижения.
  • Предоставить детям полную свободу в возможности играть без ограничения времени. Игра, наполненная творчеством и богатым воображением, является неотъемлемой частью детства и развития личности.
  • Предоставить детям возможность испытывать и переживать весь спектр чувств; освободить их от суждений и вмешательства со стороны взрослых.
  • Предоставить детям возможность непосредственно жить в таком сообществе, которое стоит на их стороне и за которое они несут ответственность; сообществе, в котором они в полной мере могут быть самими собой, а также иметь право вносить изменения в его жизнь демократическим путем.
Нейлл всегда подчеркивал, что «с детьми надо обращаться, как с равными; в общем и целом мы в Саммерхилле уважаем личность и индивидуальность ребенка так же, как мы уважали бы личность и индивидуальность взрослого, зная, однако, что ребенок отличается от взрослого».
Другая любопытная личность — Рудольф Штейнер, философ-мистик, основатель антропософии и так называемых вальдорфских школ. Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, — это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка. А главное, развитие этой личности, а вместе с ней и интереса к жизни, силы воли и других незаменимых для человека качеств. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году.
Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных примерно в шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей).
Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).
Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
Нельзя не упомянуть вальдорфский детский сад. Вальдорфская группа — разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все, как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле.
Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада. В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке. Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.
Специальных музыкальных занятий в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно. Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.
Одна из особенностей вальдорфского детского сада — обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу, Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это — Праздник урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это — не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.
Нельзя не упомянуть имя итальянки Марии Монтессори — учительницы, психолога, физика и врача. Свою педагогическую систему она называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори. Основной ее принцип: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому».
В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды — монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля. Ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыши, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-класс включает в себя множество зон:
  • зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка;
  • двигательные упражнения — в основном на линии. В большинстве монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Ребенок сам выбирает зону и конкретный монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе нет соревнования. Задача учителя — помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться монтессори-учителя. В методе нет классно-урочной системы, вместо школьных парт — легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
И, наконец, Петер Петерсен — профессор Йенского университета. В эксперименте Петерсена (Иена-план) вместо класса применялось обучение в небольших группах. Члены групп были равны в решении вопросов школьного распорядка, они оказывали друг другу помощь. Практиковались ответы группой и самооценка учеников. Школа работала в тесном контакте с родителями, которые принимали участие в учебно-воспитательном процессе. И, конечно, школа основывалась на ряде принципов:
  1. признание уникальности каждой личности, ее уважение;
  2. создание общества, построенного на гармонии взаимоотношений между людьми, стимулирующего развитие индивидуальности личности;
  3. признание школы самоуправляющей организацией;
  4. построение процесса обучения на основе ритмично сменяющих друг друга видов деятельности (игра, диалог, обучение, праздник);
  5. оценка поведения и успеха конкретного ребенка с точки зрения его развития и др.
По мысли Петерсена, школа должна быть содружеством детей и взрослых. Эта идея нашла реальное воплощение во внутренней организации жизни школы. Все ученики и учителя объединялись в «школьную общину», где отсутствовало всякое подчинение, не было органов самоуправления, вводился патронаж старших над младшими, все относились друг к другу как братья. В школе нет перемен, уроков, ученики могут свободно входить и выходить, обращаться друг к другу и к учителю, отсутствуют оценки, табели, наказания, поощрения. Главное — учет, самоучет, оценки и самооценки самих учащихся.
В конце года педагоги предлагают две характеристики: первая, достаточно объективная — для родителей, вторая — для детей, которая обсуждается в группе. Вместо традиционных парт — передвижная мебель, доской служит школьная стена. Руководство школой осуществлял комитет из учителей и родителей, в сфере компетенции которого — вопросы планирования работы, хозяйственной деятельности, организации школьных мероприятий. Характерная черта педагогической системы Петерсена — активное включение родителей в жизнь школы, которое осуществляется в самых различных формах: коррекционные, развивающие и подвижные игры с детьми, руководство мастерскими по лепке, вышивке, выпиливанию по дереву.
Как правило, с группой детей работают два учителя. П. Петерсен в определении роли учителя в Йена-плане нашел золотую середину: отрицал авторитарную позицию, которую занимал учитель в традиционной школе, но и не разделял взглядов сторонников «новой школы», где учителю отводилась служебная роль, а эпицентром школьной жизни был ребенок.
Конечно, это далеко не все «свободные» школы и лишь позитивные стороны каждой из них. Безусловно, каждая из систем обладает множеством нюансов, о которых нельзя забывать. И каждый из нас найдет свои плюсы и минусы в той или иной практике.
Ольга, мама Дмитрия:
«Я за свободное воспитание. Но я четко разделяю понятия свободы и вседозволенности. Разрешаю сыну все, что не вредит его безопасности и окружающим».
Евгения, мама Тимура:
«Изначально термин «свободное воспитание» ассоциировался у меня с вседозволенностью и отсутствием дисциплины. Такой подход к воспитанию я скорее не приемлю, так как иметь дело с невоспитанным, вздорным ребенком, который не считается с интересами и мнением других, как минимум, неприятно. Считаю, что ребенку необходимо устанавливать рамки, объяснять и показывать на своем примере, что хорошо, а что — плохо.
Ребенку, которому не устанавливают рамок, в дальнейшем будет очень сложно адаптироваться в обществе (в садике, в школе). Неумение идти на компромиссы может помешать построить нормальные отношения со сверстниками.
Но, прочитав про это направление в педагогике, отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий, мое мнение немного поменялось. Не отрицаю, дисциплина необходима. Тут речь, видимо, идет не о воспитании, а о развитии ребенка. До определенного возраста действительно необходимо позволять ребенку изучать окружающий мир посредством «совать повсюду свой маленький любопытный носик». С маленькой оговоркой на безопасность. Однако в более старшем возрасте (лет с 4-х, наверное) необходимо подталкивать ребенка на получение необходимых знаний. Если во второй половине XIX–нач. XX вв. такой метод, может, и был актуален, то теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и жесткой конкуренции, детям приходится в более раннем возрасте получать все больший объем знаний и умений. Уже при поступлении в первый класс ребенку необходимо уметь читать. Все хорошо в меру — и свободное, и дисциплинарное воспитание».
В свою очередь я воспитываю сына интуитивно и, скорее, свободно, чем нет. Но действую по принципу: «Не навреди» — себе, окружающим людям, животным, природе... Мы много играем, но используем не только натуральные материалы, а все, что есть под рукой. Фантазируем. И, конечно, занимаемся. Но я никогда не заставляю его учиться. Я предлагаю. И он всегда соглашается. Потому что учимся мы через игру. И эта игра интересна нам обоим. Свободен ли он? Да, я с уверенностью могу сказать — он свободен.
В моем понимании свобода — это не полное отсутствие авторитетов и рамок. Отнюдь. И рамки, и авторитеты нужны. А обладают авторитетом не в силу своей должности, а в силу самой личности, которая действительно что-то из себя представляет. Поэтому здоровый пример перед глазами просто необходим в период становления личности. Но пример этот не должен навязываться. Ребенку необходимо самому сделать свой выбор. Важно уважать его точку зрения. Искренне. И не забывать о радости и любви, так необходимых для простого человеческого счастья, важнее которого нет ничего на свете. Будьте счастливы!
Влада Столичная.
Журнал «Детки.lv»

Назад к списку статей


Главная страница Статьи Путь к счастью через радость, любовь и свободу