Все решим! Проблемы родом из детства
Перестаньте воспитывать -
помогите им расти.
Заряна и Нина Некрасовы
Многие люди в наше время пребывают в состоянии дискомфорта, хаоса, неопределенности в жизни. Их постигают неудачи, страхи, неуверенность в себе.
Они ходят к психологам, психотерапевтам в надежде получить совет или поддержку. А может просто внимания, желания, чтобы его выслушали?
Ведь уже доказано, что все наши неудачи, сомнения, неуверенность в себе мы получили в детстве. Ни один человек из благополучной семьи, которого любили, понимали, окружали теплом и лаской не ищет психолога, нуждаясь в его советах.
Хотя клеточная память имеет место быть! Ребенок родился в благополучной семье. Желанный, любимый, но что-то его тревожит, пугает. Страх потерять родителей? Откуда он? Рядом все и всегда. Ни няни, ни детского сада – только близкие родные люди. Таким детям, конечно, нужна поддержка и психотерапия со стороны психолога.
И что же это может быть за дискомфорт, связанный с клеточной памятью?
Работая с такими семьями, выясняем, что папа, который сейчас уделяет должное внимание и любовь сыну (даже чрезмерно, компенсируя свою ненужность), не имел ее в детстве. Был, как говорят не нужным, не желанным, а того хуже воспитывался в интернате. После этого, я думаю, уже не стоит ничего говорить о психо-эмоциональном состоянии этого папы. Все его переживания спрятались глубоко и надолго и могли быть переданы ребенку. Ведь у ребенка все благополучно, а он боится быть непринятым в обществе, он чувствует себя одиноко, часто задает вопрос: «Ты меня любишь?». И в реальной жизни он уверен в вас, и он сам знает ответ. Но этот вопрос всплывает как между прочим.
Страх одиночества, остаться одному: «Вы меня заберете?», «А вы меня не бросите?» Ребенок с рождения ночью не спит сам в кроватке. Днем засыпает только на руках и спит спокойно, не просыпаясь два-три часа. Просыпается у вас на руках, видя вас, улыбается. При попытке укладывания в кроватку истерично плачет. Укаченный на руках и уложенный в кроватку, ребенок спит 30-40 минут, просыпается и снова плачет, капризничает и т.д. А недосыпание влечет за собой и физиологические нарушения. В беседе с мамой выясняется, что мама всю беременность боялась «потерять» ребенка. Беременность была не первая, предыдущие были неблагополучные. Теперь в реальной жизни ребенок боится того же – потерять маму. Похожая картина наблюдается, если роды проходили тяжело и ребенок на долгое время был отлучен от мамы.
Есть психологические травмы, которые остаются в нас и мы невольно передаем их нашим детям. Ведь не все могут и хотят с этим работать, некоторые просто отмахиваются: «Да это все ерунда!»
«Ребенок засыпает и спит всю ночь спокойно, если я рядом с ним. Девочка обязательно должна ощущать меня: держать меня за руку или чтобы я обнимала, держала ее, гладила». До трех лет – это не патология и для того, чтобы ваш ребенок был здоров, хорошо высыпался и не чувствовал дискомфорт, можно пожертвовать своим комфортом. Обычно папы, которые понимают серьезность происходящего, совершенно не против уступить свое место малышу. В беседе с мамой был задан вопрос: «Была ли в вашей жизни стрессовая ситуация потери?» Женщина задумалась и назвала две такие ситуации, с которыми она живет и не может отпустить, хотя уже прошло немало времени.
И эти проблемы, если их не решать, идут рука об руку дальше. Ребенок спит с мамой и до 10, и до 12 лет, говоря, что он чего-то боится, а чего, объяснить не может. А далее это переходит в невроз и тут уже одному психологу не справиться.
А сколько таких семей, которые и не думают о том, что что-то делают не так. Ребенок живет в достатке: имеет игрушки, одежду, всегда сыт и чист. Но где родители? Работают, одаривают игрушками… и все… Приходя на консультацию задают вопрос: «Что ему еще не хватает? Он просит игрушку и сразу ее получает. Все выполняется по первому требованию». «Игрушке радуется ровно пять минут, часто бывает, не доволен собой и вообще всем…» Это могут быть капризы – а вы думаете, что это избалованность. А не хватает всего-то вашего внимания! Купив игрушку, вы не заполните пустоту в душе ребенка. А ребенок, не чувствуя от вас теплоты, внимания и не зная, как это объяснить, попросить этого не может. Ему не хватает вашей любви (а любви много не бывает) и нежности, совместных игр и прогулок. Да и просто задушевной беседы… Если этого нет в семье, ребенок ищет это где-то, с кем-то, отдаляя себя от родителей.
Иногда бывает, что ребенок сам начинает тот или иной разговор: «Меня обижают в детском саду, меня побили». Вместо того, чтобы выяснить причину, любимый ответ, особенно пап: «Дай сдачи!» Это, конечно, легче всего. Но проблема не решится, а усугубится. Выясняя же ситуацию, вы много узнаете и о своем ребенке, и о его обидчике, и сделаете выводы. Ведь наши дети не всегда правы! А также необходимо и научить ребенка делать выводы, приходить к решению, пусть пока эти решения будут не всегда правильными, детскими, главное, что ребенок будет общаться с вами, получать поддержку от вас. И не забывайте, ни в коем случае не высмеивайте проблему, для ребенка это важный и серьезный вопрос! «У меня проблемы в школе, с друзьями, меня не понимают», «Как мне поступить?» Некоторые родители отмахиваются: «Ерунда, не обращай внимания!» Ребенок переживает: его не понимают в школе, его не понимают друзья, а тут еще и родители, самые близкие люди, и он остается один на один сам с собой… и следующий раз к кому ему обратиться?
Если не научить ребенка общаться с вами в раннем возрасте, делиться секретами, шушукаться - в старшем возрасте он не захочет этого сам!
Не малую роль играют и родительские установки, которые цепляются и держатся очень долго, а то и всю жизнь. Как-нибудь в спокойной обстановке задайте своему ребенку вопрос: «Кто ты?» В норме это ответы: «мальчик» или «девочка», «сын» или «дочь», «ребенок», «ученик» и т.д. По этим ответам тоже можно уже что-то сказать: как ребенок себя оценивает, кем является в жизни первостепенно и т.д. Но существуют и патологические ответы: «идиот», «урод», «дебил», не будем перечислять весь список… Далее задается вопрос: «Чьи это слова?» На что получаем ответ: «Мамины». Я думаю, есть о чем задуматься… Если человеку все время повторять, что он идиот, то бессмысленно ждать гения! Хотя некоторые мамы это осознают и раскаиваются и готовы измениться и помочь ребенку, списывая все на свою усталость, нервы и бессилие в некоторых ситуациях. Зачастую дети таких родителей понимают их и не обижаются. Но с подсознанием не пошутишь, оно воспринимает, слышит и запоминает и записывает в память, как компьютер, все как есть. А скольких еще проблем и вопросов мы не коснулись?…
Родители, спохватившись, бегут к психологам и просят о помощи: «Ребенок капризный, балованный, грубый и т.д.» и иногда, поработав с психологом, причину находят в себе. Но есть категория родителей, которые никак не хотят согласиться, что причина в них самих. Как только психолог сообщает, что проблема в вас, эти родители просто перестают приходить и не приводят ребенка на психотерапию и коррекцию. Не бойтесь поделиться проблемой! Психолог не лечит и не дает совет. Психолог помогает разобраться в самом себе, в проблеме, ситуации и предлагает способы решения, а выбор за вами!
Многие дети очень любят проходить психотерапию и коррекцию. Что-то рисовать, а потом увидеть в этом свою проблему и даже понять, почему это произошло. Они сами видят и ощущают, как меняются они сами и как меняется мир вокруг них. Через такие методы и виды деятельности, как цветотерапия, кукольные расстановки, психогимнастика, сказкотерапия, танцетерапия и т.д., детям легко и интересно решать свои проблемы, находить ресурсы для разрешения ситуации, понять себя и других. Занятия проходят как индивидуально, так и в подгруппе. В подгруппе успешно решаются такие проблемы, как стеснительность, замкнутость, гиперактивность, проблемы в общении и т.д.
Елена Черемнова,
педагог-психолог
Назад к списку статей